06.09.2019 16:36

Остановка без требования

Троллейбус – это уже бренд Крыма. Фото автора

В этом году архангельскому троллейбусу исполнилось бы 45 лет. Именно в октябре 1974 года была запущено движение «рогатых», как их любя называли северяне

Но люб был этот вид транспорта не всем. Уже больше десяти лет живём без него. Нерентабельно. Очень удобное слово для тех, кто уполномочен принимать судьбоносные решения. Такой же приговор в своё время вынесли архангельскому трамваю. А теперь даже единственный сохранившийся вагончик, реанимированный мастерами «Красной Кузницы», никак не может стать памятником. Хотя выглядит куда приятнее, чем некоторые арт-объекты в центре города. Одним словом, экологически безопасный вид транспорта совершил остановку без требования, уступив дорогу «ПАЗикам»…

И вот, по прошествии десяти лет, мы всё громче и не жалея эмоций говорим об экологии. Экологии в стране, в регионе, городе, дворе… Даже национальный проект существует, обещающий перемены. И финансирование по многим статьям заложено, и каким‑то проектам уже дали зелёный свет. Но вот о том, чтобы вновь отправить в добрый путь – например, троллейбус в Архангельске – речи не идёт. Нерентабельно. Неинвестпривлекательно.

Но ведь это тоже – экология. Экология городской среды. Сейчас задан тренд на её комфортность. Но хочется, чтобы сначала нам вернули хотя бы просто – городскую среду. Не удобную и экономически обоснованную, а ту, что даёт человеку выбор – видов транспорта, видов отдыха в черте города и вообще видов – без мусора, сайдинговых заборов и ужасающей иногда своими посылами рекламы. Но выбор делают за нас и иногда без нас. Где ж лучше? Совсем не хочется вспоминать «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина: вместо города Глупова обратим внимание на Крым.

Поскольку путь этого троллейбуса длинный, то и сиденья в нём – повышенной комфортностиВам в Алушту? Тогда скорее занимайте место в 51‑м троллейбусе. Из Симферополя до Ялты хотитет добраться? Будьте любезны – пройдите в троллейбус №52 (к слову, самый длинный в мире междугородный троллейбусный маршрут). Водители такси кусают локти: мешает им этот «рогатый», пробки на дорогах создаёт, едет медленно и вообще – это атавизм советской эпохи. 

Ну, конечно, ведь «шашечки» за поездку из аэропорта до моря возьмут с вас 1400 рублей, проезд у конкурента – 135 рублей. Вот он – выбор. Хотя тех же таксистов – как жителей Крыма – вопрос «Дак что ж такой нерентабельный транспорт не уберут?» обижает: это невозможно! Троллейбус здесь – это не только экология, но и бренд! И дело не в привлечении туристов. Местные жители пользуются транспортом регулярно и несколько раз в день. Да, в Крыму хорошо знают, что такое – сделать выбор.

Транспортная система Крыма  не для сравнения, а для примера. Хотя и он не идеальный: в 1990‑е годы многие троллейбусные маршруты там закрывались, от строительства новых веток – даже при интересе инвесторов – отказались, да и уже когда Крым стал российским, тоже пара маршрутов попала под секвест. Экономика должна быть экономной. Но базисные маршруты сохранены, закуплены новые машины.

По скромным подсчётам, вернуть троллейбус в Архангельск обойдётся в миллиард и более рублей. Случись такое – ах, какой бы яркий был бы подарок к 45‑летию «рогатого». Но региональные депутаты в своё время от идеи возрождения отказались, поиски инвесторов не ведутся. Всё – забыли! И едем дальше. На ПАЗике. За 28 рублей. Впрочем, есть в этой истории положительный момент: автопарк обновляется, появились низкопольные МАЗы и ЛИАЗы. Так что выбор можно сделать. Главное, чтобы потом мы вновь не услышали то самое удобное слово тех, кто уполномочен принимать судьбоносные решения.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Артемий ЗАВАРЗИН