11.10.2020 10:20

Досудебные претензии по новым правилам

Максим Корельский

С 2016 года досудебный порядок урегулирования споров между предпринимателями стал обязательным в большинстве случаев

По задумке законодателей такая мера должна была сократить количество судебных споров и защитить права ответчиков.

Но на практике претензионный порядок часто рассматривается истцом как лишнее препятствие на пути к принудительному взысканию. Ответчик видит в претензии дополнительную возможность «затянуть» спор.

Неправильно составленная претензия станет причиной возврата судом искового заявления. А должник, получив документ с ошибками, не будет торопиться исполнять обязательство добровольно. Сегодня в рубрике – советы по составлению идеальной претензии.

1. Заголовок

С точки зрения закона, неважно, как вы назовёте своё письмо. Тем не менее, рекомендую использовать наименование или тему письма «претензия»/«досудебная претензия». Это поможет избежать споров о квалификации документа.

2. Адрес

В договоре может быть указан почтовый адрес ответчика, а в ЕГРЮЛ – юридический. В июле 2020 года Верховный суд в своём обзоре практики прямо указал, что претензию допустимо направлять по адресу, который указан в договоре. В договоре можно прописать, что претензия принимается и по электронной почте. Но не советую вставлять в важные документы такие условия: гораздо проще доказать получение ответчиком бумажного письма.

3. Вид отправления

Многие убеждены, что такой документ следует отправлять исключительно ценным письмом с описью вложения. Однако, если в договоре не закреплено иное, достаточным считается заказное письмо. Иногда действительно важно подтвердить получение ответчиком конкретных документов. В этих случаях можно отправлять письма с описью, в т. ч. курьерскими службами, а также использовать доставку корреспонденции с отметкой получателя на копии документа. Важно изучить условия договора. В нём могут быть иные требования, которые придётся соблюдать при отправке.

4. Содержание

В претензии должно быть сформулировано то, чего вы хотите от ответчика. Также нужно описать действия, которые будут предприняты в случае отказа или игнорирования ваших требований. Если хотите получить не только основной долг, но и неустойку с штрафными санкциями, укажите соответствующие суммы. По новым правилам суммы в претензии и иске могут отличаться. Даже если в претензии была арифметическая ошибка, досудебный порядок будет считаться соблюдённым. Обязательно укажите в претензии, что намерены обратиться в суд, если оппонент не выполнит ваши требования. В противном случае ваше письмо нельзя будет назвать досудебной претензией и впоследствии суд может возвратить вам исковое заявление без рассмотрения.

5. Обоснования

Хорошая претензия даст понять оппоненту, что вы уже готовы к обращению в суд. Поэтому не ограничивайтесь ссылкой на статью 309 Гражданского кодекса о том, что все должны надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства. Подтвердите свои требования ссылками на договор, нормативные правовые акты, судебную практику.

6. Без претензии

Многие предприниматели стремятся закрепить условие в договоре о том, что претензионный порядок споров из данного договора не является обязательным. Это не всегда правильно. Нельзя отменить императивное требование закона. Однако стороны могут установить иной порядок досудебного разрешения споров. Это могут быть переговоры, медиация или иные примирительные процедуры. Но, как правило, недовольство сторон вызывает не сам претензионный порядок, а длительный срок ответа на претензию, установленный в законе, – 30 дней. Этот срок стороны могут безбоязненно изменить в договоре.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Максим Корельский, юрист