Наиболее перспективные проекты – «Белкомур» и «Северный широтный ход»

25 марта 12:51 Арктический форум
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии России
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии России

Коммуникационная целостность России обеспечивается всего двумя широтными связками: Транссибирской железной дорогой на юге и Северным морским путем на севере, утверждает президент Института национальной стратегии России Михаил Ремизов.

Ослабление любой из этих коммуникаций означает утрату одной из широтных связующих государства. Развитие СМП должно обеспечить возможность перевозок, прежде всего, внутренних – оборонных, связанных с северным завозом, а также вывозом добытых нефти и газа.

Наиболее актуальной на текущей момент проблемой является обновление ледокольного флота. В строительстве и разработке ледокольных судов Россия занимает лидирующие позиции. Однако для того, чтобы удержать их, требуются значительные усилия по модернизации атомного ледокольного флота и замене выбывающих из эксплуатации судов.

Вторая проблема, требующая первоочередного решения в рамках развития СМП – развитие береговой инфраструктуры, включая пункты метеонаблюдения на островах и в приокеанической зоне, океанографическое и спутниковое обслуживание, спасательную службу и т.д. Помимо обеспечения финансирования потребуется координация работы ведомств, в ведении которых находятся различные элементы инфраструктуры СМП.

Основной прирост грузоперевозок в ближайшие годы придется на СПГ и нефть, транспортируемые на рынки Атлантики и Тихого океана. Проект «Ямал СПГ» уже в зиму 2014 г. дал четверть загрузки СМП. Предполагается, что с запуском проекта на полную мощность ежегодные объемы экспорта СПГ и газоконденсата составят в 2021-2038 гг. 17,6 миллиона тонн. Перевозить эти объемы будет флот из 16 арктических танкеров-газовозов при поддержке ледоколов Росатомфлота. Также серьезный объем перевозок обеспечит Газпромнефть после запуска Новопортовского месторождения.

С учетом высокой стоимости проводки и сезонности СМП, а также развития конкурирующих путей, потенциал СМП как глобальной транзитной магистрали не стоит переоценивать. Запуск второй линии Суэцкого канала в августе 2015 года уже позволил вдвое повысить его пропускную способность. Для сравнения: в 2013 года грузооборот СМП составил 1,4 млн тонн, в то время как транзит грузов через Суэцкий канала годом ранее, еще до запуска второй линии, – 740 млн тонн. 

Однако по мере развития инфраструктуры СМП и развития сопутствующих услуг северное транзитное направление станет более востребованным. В обозримой перспективе это развитие будет происходить за счет российских грузопотоков.

Помимо развития СМП, нужно сказать об авиации. Наверное, она никогда не будет рентабельной в регионе, но эта основа его транспортной связности. Поддержание и развитие существующей сети региональных авиаперевозок потребует продолжения государственного субсидирования северных аэродромов.

Что касается железнодорожных проектов, их не так много. Значимая роль железной дороги в развитии районов Крайнего Севера на обозримую перспективу ограничивается европейской частью страны и севером Западной Сибири. Наиболее перспективными проектами мне представляются «Белкомур» и «Северный широтный ход». 

Они имеют и военно-стратегическое значение, и хозяйственное значение (вскрытие больших лесных массивов для разработки, значительное сокращение транспортного плеча для грузов в Северную Европу, частично – разгрузка Транссиба). Рентабельность такого рода проектов всегда вызывает вопросы. Но рентабельность Транссиба на момент его постройки тоже совершенно не просматривалась. Однако само существование России как целостной страны без него было бы невозможно.

Не стоит забывать и о развитии различных видов внедорожного транспорта, в том числе на основе новых технологических решений, максимально учитывающих специфику региона. Это могут быть внедорожные автопоезда, амфибийные транспортные средства, экранопланы и экранолеты и так далее.

Естественно, транспортная инфраструктура Арктики не станет развиваться без должного финансирования. У нас в планах бывает много амбициозных задач, но мало последовательности. Очень важно избежать риска «виртуализации» арктической политики – ее превращения в нагромождение гипотетических, «подвешенных» проектов, которые могут продолжать значиться в программных документах, но на практике быть вынесенными за скобки. Такого рода самообман делает невозможным комплексное планирование. 

В условиях жесткой ограниченности ресурсов стратегическое планирование, системная расстановка приоритетов оказываются еще важнее, чем в периоды относительного изобилия. Государство должно четко выделить те проекты, в которые оно готово вложиться даже при плохой экономической конъюнктуре и добиться реализации. А то, что выглядит нереалистичным, лучше честно отложить на будущее.

Колумнисты

27 июня

Нико­лай Овча­ров: «В наших пла­нах – соз­да­ние гимна горо­дов воин­ской славы»

24 июня

Миха­ил Кар­пу­нин: «Пери­од охлажде­ния» в стра­хо­ва­нии увеличат»

22 июня

Алек­сей Мак­си­мов: «Для сот­рудни­ков ГАИ самое страш­ное зре­лище – смерть ребен­ка под коле­сами…»

20 июня

Люди-драй­веры

20 июня

Два глав­ных вопроса

12 июня

Игорь Орлов: «Все мы – граж­дане вели­кой страны»

8 июня

Свет­лана Смир­нова: «В Архан­гель­ской области появит­ся отделе­ние «Ассамб­леи наро­дов России»

8 июня

Миха­ил Кар­пу­нин: «Офи­циаль­ная инфля­ция отлича­ет­ся от личной»

7 июня

Денис Горин: «Хочет­ся верить, что город­ская среда из пита­тель­ной прев­рат­ит­ся в оби­та­емую»

7 июня

Артём Вах­ру­шев: «Если не вари­ант, то дав­ай­те всё бето­ниро­вать!»

1 июня

Надеж­да Баб­кина: «Нина Конс­та­нтин­ов­на Мешко раду­ет­ся за нас»

1 июня

Вла­ди­мир Бур­чевс­кий: «Буду писать книгу о мас­те­рах, чтобы через их исто­рию рас­крыть суть ремесла»

1 июня

Игорь Конс­та­нти­нов: «Сим­вол­ич­но, что ком­плекс соору­жен в Архан­гель­ске, где Пётр Пер­вый начи­нал раз­вивать рос­сийс­кий флот»

1 июня

Миха­ил Яков­лев: «На укрепле­ние набе­реж­ной Седо­ва выделе­но 100 млн рублей»

25 мая

Васи­лий Мато­нин: «Дело не в том, а в том»

Похожие материалы