Биржа узких специалистов

3 сентября 11:06
Денис Горин
Денис Горин

Есть такое модное слово в среде программистов и дизайнеров – «юзабилити». В переводе с английского на понятный русский означает «удобство использования». Им оценивается, например, интерфейс программы или навигация по сайту. 

В жизни этот термин можно много к чему применить. В частности, к государственным услугам, а точнее – к системе, которая была создана, чтобы облегчить доступ к ним рядовых граждан. Но это в теории.

Вы когда‑нибудь пробовали записаться к врачу, а тем более к узкому специалисту через онлайн-регистратуру? Не знаю, как в других городах, но в Архангельске эта система превращена в интерактивный квест. По задумке, чтобы человек не ходил к восьми утра в поликлинику, на сайте минздрава создан специальный сервис. Пока всё звучит обнадёживающе. Но как работает на практике? Представим, что вам потребовалось записаться к отоларингологу или хирургу.

Идём на сайт, авторизуемся через портал Госуслуг (для тех, у кого есть аккаунт там – очень удобно), выбираем в меню город, нужную нам поликлинику, а в списке врачей – требуемого специалиста… Стоп. Специалиста в списке не находим. Он в отпуске? Нет такого в поликлинике вообще? Непонятно. Но есть телефон администратора. Звоним и узнаём вот что: оказывается, просто так, в удобное для вас время, записаться через онлайн-сервис не получится, потому что талончики на приём – это дефицитный ресурс. Они выкладываются раз в день, примерно на полчаса.

Время выкладки у специалистов может быть разное, и оно, видимо, для нашего удобства, не указывается на сайте. Запись к отоларингологу была с 15.00 до 15.30, сообщила мне барышня по телефону. Отлично, не надо рано вставать! А вот к хирургу – извольте с утречка. Такое чувство, что талончики эти выкладываются неведомыми мне специалистами регистратуры на неведомую, но, видимо, реально существующую биржу. А у брокеров, то есть, извиняюсь, пациентов, есть выбор: прийти и забрать талончик через терминал в поликлинике или успеть забронировать его через онлайн-регистратуру на сайте. Но сначала нужно узнать точное время торгов! Талончиков немного, разбирают их, как пирожки. И чаще всего по старинке, добравшись до затёртых коридоров поликлиники.

Не знаю, кто придумал эту систему, но вряд ли он думал в этот момент об удобстве пользователей. Несчастным приходится блуждать по сервисам сайта, дозваниваться до администраторов, а потом, плюнув, идти пешком в 8 утра или после обеда. И я сейчас даже не говорю о колоссальной проблеме дефицита узких специалистов в поликлиниках вообще. Или о том, что в XXI веке пришедшего с острой болью пациента не могут записать к тому же хирургу, так как единственный – в отпуске. 

Речь о том, что программисты, проектирующие интерфейс нашей с вами жизни, должны создавать его, ориентируясь, в том числе, и на собственный житейский опыт. А создав – тестировать прежде всего на себе. Господа, проверяйте юзабилити!

Колумнисты