Внедри комплаенс и живи спокойно

18 сентября 17:39
Максим Корельский
Максим Корельский

После нескольких лет обсуждения правительство внесло в Госдуму проект закона об антимонопольном комплаенсе

Это понятие довольно новое для российской бизнес-среды, слово происходит от английского «to comply», что означает «исполнять». По сути комплаенс – это меры предупреждения противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрение корпоративной бизнес-этики, основанной на соблюдении буквы закона.

В разных сегментах бизнеса нормальной практикой являются неформальные вознаграждения, подарки и другие способы поощрения лиц, предлагающих более выгодные условия сотрудничества с клиентами фирмы. Результатом таких поощрений вполне может стать уголовное преследование руководящего состава и дальнейшие неблагоприятные последствия для самой организации.

В связи с этим многие компании озаботились вопросом удержания деятельности сотрудников в рамках правового поля – здесь комплаенс проявляет себя как наиболее эффективная стратегия.

Чтобы ввести комплаенс, необходимо утвердить меры, которые снизят возможные риски. Документы должны быть опубликованы на сайте компании. При желании компании могут согласовать свои практики с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

ФАС подготовила законопроект ещё в 2016 году. Предполагалось, что для частных компаний комплаенс будет добровольным, для госкомпаний и естественных монополий – обязательным. Однако добровольный подход решено оставить для всех.

Отказалось правительство и от идеи снижать оборотный штраф на 1/8 для всех компаний, установивших такие процедуры контроля – наличие комплаенса может стать основанием и для освобождения от ответственности. Теперь о преференциях упоминается лишь в пояснительной записке. И воспользоваться ими будет непросто. Для этого процедуры комплаенса потребуется согласовать с ФАС. Например, если компания согласовала порядок заключения сделок или правила торговой практики и соблюдает их, то претензий к ней по нарушениям не будет.

С моей точки зрения, ФАС поступила правильно, начав с закона, который только закрепляет понятие комплаенса. Предложение отменять или уменьшать штрафы могут счесть лазейкой для злоупотреблений. Но когда комплаенс появится в законодательстве, на эти процедуры будет проще ссылаться в суде, добиваться снижения штрафа или даже освобождения от ответственности.

Максим Корельский, юрист

Колумнисты