31.10.2016 17:10

Как я потеряла картины Борисова

Ирина Сидорова, журналист «Правды Севера» в 1980–90 годах

Скоро исполняется 150 лет со дня рождения удивительного художника, первого, кто сумел понять и уловить красоту Арктики, – Александра Борисова.

Александр Борисов – наш. Родился он в месте, которое обладает дивной силой притяжения, в Красноборском районе.

И мне вспоминается август 1974 года, когда в Красноборске открыли памятник нашему выдающемуся земляку. У меня сохранился номер районной газеты «Знамя» от 20 августа 1974 года. Вот как для истории запечатлели районные журналисты это событие: «На берегу красавицы Северной Двины на высоком постаменте появился памятник А. А. Борисову. Открытие его вылилось в настоящий праздник. Правда, накануне многие волновались: не испортила бы погода торжества, не опоздали бы картины художника из Архангельского областного музея изобразительных искусств…»

Да, была история с картинами. И правда, полотна художника чуть не опоздали к празднику в Красноборске. И как раз по моей вине.

Тогда я работала в музее ИЗО в Архангельске. И выставку Борисова готовила как раз я. Отправляя меня в командировку, опытные музейщики советовали взять картины с собой в пассажирский самолёт.

Но я побоялась, что меня могут не пустить в самолёт с таким необычным багажом. И я отправила картины грузовым рейсом. Меня уверили: картины прибудут на место назначения до моего приезда. Со спокойной душой прилетаю в Красноборск. Меня спрашивают в отделе культуры: «А где же картины?»

Оказывается, что самолёт с ценным грузом задержался по неизвестным причинам. Весть о том, что музейщица из Архангельска прилетела на торжества без картин Борисова, в одночасье облетела весь Красноборск. И все жители села переживали вместе со мной. Дело доходило до того, что на улице останавливали и спрашивали меня: «Ну что, картины Борисова ещё не прибыли?»

Долгожданный самолёт приземлился в Красноборском аэропорту, когда уже снимали покрывало с только что открывшегося памятника Борисову. Доставили картины в Дом культуры за полчаса до того, как в зал должны войти приглашённые почётные гости.

Развешивание картин – дело неспешное, оно не терпит суеты. На это уходит порой не один день. К сожалению, у меня не было никакой возможности даже просто укрепить на стене каждую картину отдельно. И в моей голове с перепугу родилось отчаянное решение: взять одну очень длинную верёвку. Протянуть её вдоль стены, просто накинув на каждый вбитый гвоздь. А потом повесить на неё в два ряда все картины.

Спасительный эксперимент удался! Но риск был велик. Стоило только кому‑то из посетителей неосторожно задеть хотя бы одну из картин, как вся эта двухэтажная конструкция рассыпалась бы, как карточный домик. Последнюю картину я навесила на верёвку, когда почётные гости уже входили в зал.

Сейчас эта ситуация вспоминается как курьёз, тогда же пришлось изрядно поволноваться. И всё же не эти волнения были определяющими тогда, а та тёплая домашняя атмосфера праздника, которую создали красноборцы в дни открытия памятника художнику-земляку. Поистине он гений этого прекрасного места. Сначала он из него черпал силу, теперь отдаёт, придавая своей малой родине особую значимость и привлекательность.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.