23.06.2016 12:35

Михаил Силантьев: Скоро Маргаритинка - пока губернатор команду не даст чиновник не пошевелится

Михаил Силантьев

Мы уже не однократно отмечали, что продать свой продукт фермеру в бюджетную сферу почти невозможно. Также говорили и о том, что в крупных торговых сетях фермеру тоже нечего делать. Остаётся одно решение для «бедного крестьянина» – торговать самому: на рынке, в палатке, по знакомым и организациям. Но возможно ли это?

Ситуация такова, что – рынки у нас умирают, покупатель с них ушёл, места на них, ещё недавно столь дорогие и вожделенные торговцами и фермерами, пустуют. Покупателю больше нравятся большие супермаркеты – где он может погулять по этажам со всевозможными магазинчиками, покататься на эскалаторах, посидеть и пообщаться с друзьями и родными в кафе.

Но в этих мегамагазинах цена аренды торговой точки фермеру не посильна. Да и не пустят его туда – в каждом из них уже размещается какой-нибудь крупный продуктовый магазин, который не желает иметь под боком конкурента…

Ярмарки выходного дня, за которые ратуют федеральные власти, как панацею для фермерской торговли, в наших городах никто не организовывает. Нет, все не против этого формата, но только никто ничего не делает. Так что пока что на эти ярмарки наших фермеров зовут лишь в Москву и Питер. Но это – далеко, да и дорого ехать…

Раньше мелким фермерам было можно держать в городах ларёчки. Сейчас этот формат тоже отживает. Крупные торговые сети, имеющие мощную поддержку у городских депутатов, убирают ларьки из городов, ничего не оставляя взамен.

Поставить палатку в летний сезон или автоприцеп, в принципе, возможно, но пройти все согласования, попасть в план размещения нестационарных объектов, поучаствовать в конкурсе на получение места, купить само оборудование, подключиться к электросетям и пройти аттестацию СЭС и других надзоров – маловероятно, имея совсем небольшой товарооборот, да и часто сезонный… Не наторгуешь картошкой в трескучий мороз на улице, или мясом на летней жаре! Именно поэтому в палатках и тонарах торгуют перекупщики…

Итак – что мы имеем в сухом остатке? Где фермеру продать свою продукцию? Практически – негде. Его никто нигде не ждёт, ему везде закрывают дорогу. Но как он выживает? Почти единственной отдушиной у нас для фермера является Маргаритинка – только там он и зарабатывает. Хотя там очень высокая конкуренция. Две трети ярмарки – приезжие производители из разных мест, поэтому попасть на неё сложно, льготную аренду места получить ещё сложнее.

Уж не знаю, почему руководство ярмарки не подключает районные власти к формированию своих рядов, покупателю было бы интереснее пройтись по ряду Красноборской, Шенкурской, или Каргопольской продукции. Делаются лишь палатки, представляющие районы – отчитались и хорошо. Но так ли важно делать презентации районов, если производители места не нашли? Для кого ярмарка-то? Пока что, для приезжих, а не для своих… К тому же было бы неплохо использовать исторический опыт. Маргаритинка в царские времена проводилась в течении месяца. Мы же проводим ее четыре дня, считая ее очередным мероприятием для отчета. Нужно увеличивать время её проведения, фермеры и торговля вам только спасибо скажут! И покупателям будет удобнее, не надо пытаться успеть за эти 2-3 дня закупиться на целый год. Можно вначале походить, поизучать, сравнить и цены, и качество продукции. Выгода для всех очевидна! Но пока губернатор такую команду не даст, чиновник сам не пошевелится…

Что ещё можно организовать? Ярмарки выходного дня. Пускай сезонные, пускай прямо с машин. Но только не в Талагах или на Лесной Речке, а рядом с крупными жилыми микрорайонами. Нужно готовить площадки, подводить к ним коммуникации, тогда этот формат заработает. Опыт Москвы известен – чем мы-то хуже? Надо ломать сопротивление крупного торгового бизнеса – и давать мелким фермерам дорогу.

Вроде бы – всё просто – но ничего пока не делается…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.