Денежный вопрос

26 ноября 2018 11:03
PressFoto (c)
PressFoto (c)

Как реформа ОСАГО изменит коэффициент бонус-малус?

Ольга Фокина– Автолюбители сегодня чаще всего жалуются в Банк России на применение коэффициента бонус-малус (КБМ). С его помощью определяется скидка за безаварийность или надбавка за аварии прошлых лет при расчете стоимости полиса ОСАГО. Так, из 23 жалоб жителей Архангельской области, направленных регулятору в минувшем сентябре по данному виду страхования, 16 – касаются неверного применения КБМ при заключении договора ОСАГО.

Кому‑то из водителей страховщики незаметно обнуляют этот коэффициент, чье‑то новое значение КБМ не вносят в базу данных в момент окончания договора. Вот и получается, что добросовестный водитель, соблюдающий правила дорожного движения, по факту платит за тех, кто лихачит на дороге.

Банк России разработал новую, более понятную и справедливую систему действия коэффициента бонус-малус.

КБМ будет назначаться человеку 1 января и не меняться до 31 декабря. Сегодня это делается либо после наступления страхового случая, либо по истечении периода, когда был куплен полис. По новой системе сколько бы договоров ОСАГО водитель ни заключал (и в какое бы количество полисов его ни вписывали), этот коэффициент весь год будет неизменен. 1 января у каждого водителя проверят историю аварий за прошедший год и присвоят новый коэффициент.

У водителя будет один КБМ (сейчас допустимо «задвоение», что вызывает много споров). Когда новые правила начнут действовать, для тех автовладельцев, у кого в системе два КБМ, останется меньший. Все сомнения толкуются в пользу водителя.

Требует изменения правило, по которому КБМ водителя становится равным единице, если в течение года он не был вписан ни в один полис ОСАГО. Этой лазейкой сегодня пользуются как страховщики, так и лихачи. Первым выгодно, если человек, например, ездил по полису без ограничения водителей (в том числе, если он профессиональный шофер) или его машина была сломана – в таких случаях его бонусы «сгорают». Вторые, попав в несколько аварий и заработав таким образом увеличенный коэффициент, пользуются полисом без ограничения водителей и через год получают КБМ, равный единице. Подготовленный Банком России проект нормативного акта сделает это недопустимым. Планируется, что изменения вступят в силу в 2019 году.

Ольга Фокина, заместитель управляющего Отделением Архангельск Северо-Западного ГУ Банка России

Колумнисты