Настоящим торжеством восточной мудрости закончилась в Архангельске история с двумя большими серыми терминалами, которые по странному стечению обстоятельств, вопреки градостроительной логике и наперекор мнению большинства горожан построили на площади у Морского речного вокзала.
Сначала нас убеждали, что они очень нужны – мол станут зоной комфортной посадки для пассажиров многочисленных автобусов, окультурят и осовременят площадь. Хотя народ против этих двух безликих глыб из пластика и стекла, ломающих пространство одной из центральных площадей областного центра, бунтовал не только с эстетической, но и с практической точки зрения.
В альтруизм застройщика и его стремление решить проблему страдающих на остановках людей верилось с трудом. Все ожидали появления очередных торговых центров. Судили-рядили долго. В городе поменялась власть и потребовала павильоны снести. Застройщик сопротивлялся как мог.
Видимо, мог, потому что недавно нам озвучили соломоново решение: из двух неказистых построек оставят на площади одну, дальнюю. А ближнюю к Кафедральному собору – снесут. Территорию вокруг благоустроят. И заживём по‑новому.
Только, знаете, по‑новому хотелось бы жить прямо сейчас. Несколько лет назад на площади этой установили строительные заборы, начали монтаж зданий. И за очень короткое время разбомбили в буквальном смысле асфальт вокруг.
С тех пор площадь у Морского вокзала имеет вид жалкий, фактически уничтоженный. А автомобилисты, проезжая по ней, проклинают всех: и власть, и коммерсантов-застройщиков.
О чём говорят водители автобусов, которые по долгу службы ездят там каждый день, я даже угадывать не берусь. Нет в журналистском лексиконе таких слов.
Сложно предположить, что думают пассажиры комфортабельного лайнера Silver cloud – пенсионного возраста зажиточные иностранцы. Судно это два года подряд швартуется у причалов Морского речного вокзала. Недавно нам рассказали, что для обеспечения безопасности пассажиров лайнера Росгвардия даже организовала специальный контрольный пункт, с камерами и тепловизорами. Но на самом деле, охранять нужно не от возможного вторжения внутрь, а от выхода наружу. Потому что стыдно обнажать перед гостями настоящий Архангельск – вот так, с первых же минут прогулки по центральной части города.
Во всей этой истории больше всего возмущает тот факт, что в мире и даже в крупных городах нашей страны давно уже принята за основу презумпция сохранения комфортной городской среды при ведении любых строительных работ.
Стройки в цивилизованных городах стараются делать так, чтобы не потревожить горожан. Или чтобы минимизировать дискомфорт.
У нас же строят так, будто горожане мешают строительному процессу одним своим существованием. Ходят тут, ездят на своих машинах, дышат этой пылью, запинаются о строительный мусор, проваливаются в ямы, возмущаются, что грязный металлический строительный забор вытеснил их с тротуара на проезжую часть. Требуют ровного асфальта под ногами, тишины, зелени и детских площадок. А потом ещё и эстетику городской застройки заставляют соблюдать.
Совсем мы тут на Севере совесть потеряли!