В Архангельской области подвели итоги проекта по независимой оценке

Речь об участии общественников независимой оценке качества условий предоставления услуг в социальной сфере
Фото предоставлены Союзом общественных объединений инвалидов Архангельской области
Фото предоставлены Союзом общественных объединений инвалидов Архангельской области

Вооружить знаниями

Напомним, обучение активистов, желающих лично участвовать в независимой оценке, региональный союз общественных объединений инвалидов и Общественная палата области начали совместно проводить ещё в прошлом году («Если в поликлинике не хватает стульев…», «ПС» от 1 марта 2023 г.). На базе местных общественных советов в муниципальных образованиях по инициативе Общественной палаты были организованы группы по общественному контролю на местах. И всех желающих пригласили присоединиться к обучающему курсу.

Главная идея проекта, по словам Елены Шинкарёвой, председателя Союза общественных объединений инвалидов и председателя общественного совета по НОК — вооружить знаниями и использовать независимую оценку как инструмент общественного мониторинга и обратной связи для улучшения качества условий предоставления услуг.

По закону независимую оценку проводят минимум раз в три года — проходят её учреждения, которые получают компенсацию из бюджета за оказанные услуги. На территории региона под такую оценку попадает около 900 организаций. А это значит, что объём работы для общественников, учитывая протяжённость Архангельской области — «поле непаханое».

— Проект показал: северяне не только хотят знать, что такое независимая оценка, но и стремятся в ней участвовать, — говорит Елена Шинкарёва, — мы увидели реальную тягу к знаниям.

Внимание к «мелочам»

Заявки на обучение общественников продолжают поступать со всех уголков области, в том числе и самых отдалённых. Такая инициативность жителей, отмечают в Общественной палате, не может не радовать. Ведь ещё недавно ситуация была иной. Северяне, которые, казалось, реально были заинтересованы, чтобы условия предоставления услуг в территориях становились лучше, из независимой оценки были исключены. Не представляли, что такое НОК, для чего нужна независимая оценка и кто, вообще, её проводит.

— Так сложилось, что общественные советы по независимой оценке работают в основном в Архангельске, — поясняет Елена Шинкарёва. — Их четыре, в каждом министерстве социального профиля свой совет по НОК. На места практически не выезжали. Исключение составил только совет по НОК в организациях социального обслуживания. Он был самым активным, и при поддержке минтруда мы много учреждений посещали ежегодно.

Организация-оператор, которая выбирается по конкурсу и должна анкетировать получателей услуг, оценивать комфорт и качество, по словам Елены Шинкарёвой, тоже работает дистанционно. Территориально находится в другом регионе и просто физически не может посетить все учреждения. Рекомендации чаще давались общие и стандартные.

Но чтобы оценить ситуацию объективно, важно в неё погрузиться, учитывая все особенности и обращая внимание на все «мелочи». Поэтому так важно участие в независимой оценке местных жителей, которые, по сути, больше всех заинтересованы в улучшении условий.

По результатам независимой оценки 2023 года показатель доступности учреждений социальной сферы, отмечают общественники, всё ещё остаётся низким. И если в сфере социального обслуживания ситуация плавно меняется в лучшую сторону, то в сфере образования или культуры с переменами сложнее. Многие учреждения, особенно в глубинке, до сих пор остаются малодоступными для северян с инвалидностью.

— Практика привлечения общественников к независимой оценке существует с 2017 года, — уточняет Елена Шинкарёва. — Сейчас мы хотим распространить её как можно шире. И очень надеемся на сотрудничество с органами управления образования и активность общественных советов на местах в том, чтобы посетить больше образовательных организаций. Их в целом более шестисот, оценку проходит более двухсот ежегодно. Объём велик, и если сможем хотя бы часть образовательных организаций оценить — это уже будет поддержкой для всей системы образования.

Наметить путь

— Одним днём проблемы, связанные с качеством условий оказания услуг, конечно не решатся, — подчёркивает Елена Шинкарёва. — Необходима длительная и кропотливая работа. Но важно наметить путь и дать стимул для качественного развития услуги — в этом суть независимой оценки. Когда существует общественный контроль, есть профессиональные рекомендации, то проще отследить, как меняется ситуация, и просчитать, каким должен быть следующий шаг.

В ходе проекта консультации по вопросам организации доступной среды получили и руководители учреждений социальной сферы. Оказалось, что у многих учреждений паспорта доступности нуждаются в обновлении, а руководителям учреждений необходимы актуальные знания о том, что по закону требуется для улучшения доступности. И если первоначально планировалось провести сто бесплатных консультаций, то в итоге эксперты провели их больше двухсот.

Просветительскую деятельность организаторы проекта намерены продолжать и дальше, поддерживая учреждения, где стараются изменить ситуацию с доступностью к лучшему.

— Радует, что заинтересованность искренняя, — отмечает Елена Шинкарёва, — сделать не для «галочки», а чтобы было удобно людям. Сегодня практически во всех организациях соцобслуживания — будь то дома-интернаты или комплексные центры — работу ведут наши эксперты. Новые изменения планируются постоянно. Один из ярких недавних примеров сотрудничества — Плесецкий комплексный центр социального обслуживания, Савинское отделение. Там стационарное отделение располагается в небольшом здании, которое труднодоступно. Первый раз мы побывали там в прошлом году. И оказалось, это был первый визит общественников в учреждение. Но наши рекомендации сразу нашли отклик — появились планы по улучшению условий доступности, которые уже начали выполняться.

О табличках и пандусах

По словам председателя союза, когда общественники на местах включаются в работу, то появляется ощущение «разумного понимания», что надо сделать в первую очередь, а что можно отложить на потом. При этом рекомендации всегда реалистичны.

— Речь не о том, чтобы соблюсти формальность и, образно говоря, повесить во всех учреждениях таблички со шрифтом Брайля, — поясняет Елена Шинкарёва. — Такие таблички, безусловно, нужны, но это не всегда первоочередная задача. А вот неровная территория вокруг социального учреждения, входные двери в поликлинику, которые тяжело открываются, или пандус, по которому невозможно подняться, — проблема.

Или, например, доступность образовательных учреждений. Мы не раз сталкивались с тем, что в школе обучается ученик с инвалидностью, ребёнок на коляске, но нет оборудованной санитарной комнаты, — констатирует Елена Шинкарёва. — Как попасть в туалет без посторонней помощи? В некоторых школах нет пандусов или отсутствуют подъёмники. И это тоже первостепенная задача — создать условия, равные для всех.

О подобной ситуации, связанной с проблемой доступности, «Правда Севера» как раз рассказывала недавно («Васенька» — она же Василиса», «ПС» от 7 февраля 2024 г.). Напомним, от жительницы Коноши Ирины Королёвой, мамы особой ученицы, мы узнали, что её дочке-шестикласснице приходится самостоятельно подниматься на третий этаж школы и только там пересаживаться на коляску. А после уроков — пешком спускаться по лестнице, несмотря на то что в учебном заведении есть подъёмник. Доступная санитарная комната, к слову, в школе тоже оборудована, но расположена на первом этаже.

— Общественников из Коноши мы обязательно пригласим к участию в независимой оценке, — обещает Елена Шинкарёва. — Если подъёмник не используется, а подобные примеры в нашей практике тоже были, возможно, надо просто научить им пользоваться. Закрепить специалиста из сотрудников школы, который бы отвечал за его работу. Ситуацию берём под контроль. Если необходимо, то окажем помощь, дадим рекомендации и подключим экспертов по доступной среде.

Ведь идея НОК в том и состоит, — уточняет Елена Шинкарёва, — чтобы каждая организация, будь то школа, поликлиника или дом-интернат, не «выпадала» из системы оказания услуг, а получила индивидуальные рекомендации с учётом реальной ситуации, которую необходимо улучшить.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ