О том, что россияне становятся более киберграмотными и менее доверчивыми в переговорах с мошенниками, говорят цифры
Доля социальной инженерии, когда застигнутые врасплох граждане добровольно отдают мошенникам деньги или раскрывают данные карты, в общем объёме несанкционированных операций снизилась
По данным Банка России, в 2020 году она составила 62% против 69% в 2019 году. Это значит, что совместная работа регулятора, правоохранительных органов и банков в этом направлении идёт не зря.
Между тем сумма хищений у граждан, совершённых в прошлом году с использованием электронных средств платежа, впечатляет – почти 9,8 млрд рублей. В период пандемии мы больше времени проводили онлайн. Преступники это учли и придумывали новые схемы обмана. Рубрика «Финансовый блокпост» поможет предотвратить атаки злоумышленников на наши кошельки.
Цель преступника известна – похитить деньги жертвы, выпытав у неё данные карт, коды из СМС-сообщений и другую информацию. Предлог тоже прежний: остановить операцию, якобы совершаемую без согласия клиента, для чего перевести деньги на «безопасный счёт». А вот детали легенды обновились.
Дело в том, что мошенники зачастую начинают атаку, зная лишь ФИО и телефон жертвы (их люди указывают, например, заполняя в магазинах анкеты для получения скидочных карт). Но путаница с названием банка, которое мошенник пытается выведать, порой вызывает у жертвы недоверие к его словам. Поэтому придуман «единый лицевой счёт гражданина в Центробанке». Жертве убедительно объясняют: мол, информация на каждого человека стекается из разных банков на этот счёт, который могут видеть, по одной легенде, только сотрудники ЦБ, по другой – и операционисты финансовых организаций.
В Банке России не хранятся счета физических лиц. Нет никаких «безопасных счетов». Это выдумки мошенников.
Кроме того, сотрудники Банка России не звонят частным лицам. Представители ЦБ, других банков, правоохранительных и государственных органов не имеют права узнавать у вас CVV/CVC-коды карты, её срок действия, одноразовые пароли из СМС, а также не могут вас просить совершать действия с вашим счётом.
Прервите подозрительный разговор. Для собственного спокойствия позвоните в свой банк по телефону горячей линии (есть на оборотной стороне банковской карты и на сайте банка).
О других схемах мошенничеств, при которых в зависимости от легенды мошенники могут представляться сотрудниками Банка России, полиции, прокуратуры, суда, министерств и ведомств. Как правило, они сообщают о положенном вам возмещении ущерба от действий мошенников или компенсации за купленные услуги, товары, просят оплатить для этого налог, страховку, госпошлину, комиссию или предоставить персональные данные. Ничего не оплачивайте и не сообщайте, прервите общение, если не хотите остаться без денег.