Какие виды рыб водятся в озёрах и прибрежной морской зоне Соловецкого архипелага, и сколько можно их добыть без ущерба для его экосистем
Соловки всегда находились в зоне пристального внимания региональной науки. Биологические ресурсы архипелага на протяжении последних 50 лет изучались специалистами Северного филиала Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Книповича (Архангельск). Результаты комплексного изучения островной биоты были описаны и в монографии учёных Института экологических проблем Севера, вошедшего в Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Александр Новосёлов Арктики Уральского отделения РАН, «Природная среда Соловецкого архипелага в условиях меняющегося климата» (2007). Правда, без учёта ихтиофауны. В 2019 году учёные постарались восполнить этот пробел, обобщив результаты 15‑летних фрагментарных работ на архипелаге.
Было проведено фундаментальное исследование формирования соловецкой пресноводной и прибрежной ихтиофауны в её экологическом разнообразии, возможности её хозяйственного использования. Исследование было отмечено Ломоносовской премией. Мы побеседовали с одним из участников проекта, директором Института комплексных исследований Арктики ФИЦКИА УрО РАН, доктором биологических наук Александром Новосёловым.
Местные и вселённые
– Александр Павлович, сколько видов рыбы обитает в озёрах Соловков?
– Общее видовое разнообразие пресноводной ихтиофауны, когда‑либо отмечаемой в озёрах архипелага, представлено 19 видами. Местная ихтиофауна – девять видов – исходно имеет континентальное происхождение и сформирована в основном в позднеледниковый период или в раннем голоцене (около 9–10 тысяч лет назад). Это крайне обеднённый, «сокращённый» вариант материковой северотаёжной фауны.
В своё время монахи завезли на Соловки ещё десяток видов. К искусственно вселённым относятся, например, лещ, серебряный карась, стерлядь и язь. Но реальный акклиматизационный эффект удалось получить только от европейской ряпушки. Этот вид натурализовался и образовал локальные популяции в крупных озёрах западной части Большого Соловецкого острова. Сейчас она многочисленна, встречается во многих озёрах и представлена преимущественно крупной формой – весом до 700 граммов. По биологическим показателям, длине и массе крупная ряпушка в озёрах Соловков превосходит широко известных онежского кильца и ладожского рипуса.
В советский период пытались разводить и другие ценные сиговые виды, такие как пелядь, но она в озёрах не прижилась.
– Каков допустимый объём вылова рыбы в соловецких озёрах?
– По оценкам ихтиологов СевПИНРО, потенциально возможный ежегодный вылов пресноводной рыбы на Соловках составляет около восьми тонн. Основной вид, используемый как объект спортивно-любительского рыболовства, – окунь. Потенциально возможный вылов окуня составляет порядка четырёх тонн, значительная часть также приходится на плотву и ряпушку.
Селёдка – неоднородна!
– Насколько разнообразна прибрежная морская зона Соловков?
– Прибрежная морская зона архипелага в силу богатства кормовыми организмами является исключительно высокопродуктивным районом. Здесь благоприятные условия для нагула и воспроизводства большого числа видов рыб – как промысловых, так и непромысловых, но создающих продуктивную кормовую базу. Но, к сожалению, пока наши рыболовецкие предприятия предпочитают добывать ценные биоресурсы в других морях. Хотя интерес для промысла может представлять, например, соловецкая сельдь, отличающаяся по своим качествам от обычной беломорской.
– Чем именно?
– Соловецкая селёдка намного крупней и значительно жирней беломорской. Правда, по одной из гипотез, соловецкая сельдь образует локальную микропопуляцию не местной беломорской, а атлантической сельди. Отчасти это объясняет её не типичные для Беломорья биологические параметры и вкусовые качества.
Не исключено влияние микроклимата Соловков, который в своё время позволил монахам создать удивительный ботанический сад и который мог способствовать формированию уникальной локальной популяции рыбы. Хотя беломорская сельдь сама по себе неоднородна: она, например, делится на два стада – егорьевское и ивановское. Для окончательного прояснения вопроса о статусе сельдей Белого моря требуются специальные молекулярно-генетические исследования.
Селёдкой биоразнообразие соловецкой прибрежной зоны не исчерпывается. Здесь достаточно и других промысловых видов: как основных – корюшка, навага, треска, так и второстепенных – камбаловые, зубатка, пинагор и звёздчатый скат.
– В своей работе вы рассмотрели варианты возможного развития аквакультуры на водоёмах архипелага. Каковы здесь перспективы?
– Хорошие перспективы у пастбищного сиговодства на озёрах и у форелевых садковых хозяйств в прибрежной морской зоне. Но реализовывать такие планы будет далеко не просто, поскольку в Поморье практически нет профессиональных специалистов-рыбоводов. Ихтиологи не рекомендуют создавать на озёрах товарные садковые хозяйства, поскольку внутренние водоёмы Большого Соловецкого острова замкнуты в единую озёрно-канальную систему, они не имеют больших глубин и используются для водоснабжения посёлка.
Влияние климата и человека
– Природные экосистемы Соловков подвержены влиянию техногенных факторов. Оказывает ли влияние фактор климатических изменений?
– Действительно, климат реально меняется, поэтому нужно чётко представлять, как реагируют экосистемы, как будут в дальнейшем изменяться под воздействием этого глобального тренда. Необходимо ведение комплексного мониторинга, результаты которого позволили бы зафиксировать их современное состояние, реакцию на климатические изменения, происходящие на протяжении последних десятилетий. Нужно выйти на разработку прогноза возможных экологических ситуаций.
Другой важный аспект – оценка антропогенного воздействия человека на природные экосистемы. В посёлке проживают сотни людей, ежегодно на остров приезжают тысячи гостей, все они нуждаются в современной социальной инфраструктуре. Государственная программа развития Соловков предполагает создание комфортной среды для проживания населения и приёма паломников и туристов на архипелаге. Но нужно учитывать, что строительство сетей водоснабжения и водоотведения, реконструкция аэропорта, возведение здания больницы, жилого дома и других объектов повлечёт усиление антропогенной нагрузки на экосистемы острова.
– Мониторинговая программа сформирована?
– Да, сотрудники нашего центра разработали программу комплексного мониторинга природной среды и биоты Соловецкого архипелага. В её создании участвовали ихтиологи, гидробиологи, химики, учёные, изучающие лесные и болотные экосистемы, специалисты других направлений. Программа была представлена на рассмотрение в Фонд развития Соловков и губернатору Игорю Анатольевичу Орлову и была одобрена. Теперь дело за её практической реализацией.
Финансирование этой программы позволит выполнить комплексный мониторинг среды обитания островной биоты архипелага. Рассматриваться будут все факторы, ведущие к изменениям природной среды архипелага, – и климатические тренды, и весь спектр антропогенного воздействия. В результате, будет выполняться обязательная оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), необходимая при рассмотрении и утверждении конкретных проектов.
На основании собранной и проанализированной ключевой информации можно будет оценить вероятный ущерб водным биологическим ресурсам как в натуральном – прогнозируемых потерях по рыбе-сырцу, – так и в стоимостном, то есть денежном выражении.
Важный момент – использование даров природы местным населением и туристами и организация на основании регулирующих законодательных мер любительского рыболовства. Ведение рыболовства не должно подрывать имеющиеся рыбные ресурсы.