25.07.2016 13:39

Евгений Шкаруба: Берега, к которому я хотел бы пристать, еще нет

Евгений Шкаруба. Фото - официальный сайт Е.Шкарубы

За его спиной 65 тысяч 163 морские мили, 66 стран, пять континентов, Атлантический, Северный, Ледовитый, тихий и Индийский океаны. 

В прошлом году яхта Джульетта завершила кругосветное путешествие. О романтике и опасностях морских путешествий мы говорим сегодня со шкипером яхты, членом русского географического общества, основателем клуба Морские практики Евгением Шкарубой.

- От каких берегов вы прибыли к нам на этот раз.

- Буквально вчера приехал из Испании, там оставил Джульетту, там мы сейчас ходим пока. Уже послезавтра еду в Мезень.

- Ваша история, наверное, как история любого путешественника, не лишена романтики. Вы родились в Новосибирске, работали кузнецом художественной ковки, а в конце 80-х начале 90-х работали на Соловках кузнецом-реставратором. Когда и как произошел этот переход от художника к мореплавателю?

- Я всегда любил путешествовать, еще до того, как жил на Соловках, а в детстве занимался парусным спортом. В какой-то момент решил путешествовать больше на яхте, закончил курсы, получил международные права, открыл клуб Морские практики.

- Ну а в какой момент, это именно на Соловках произошло, это вообще связано с нашей местностью?

- С вашей местностью, конечно, связано. Я приехал на Соловки в конце 1989 года. Там у нас была лодка 6-ти весельный ял, мы ходили по Белому морю. Я посмотрел, что такое Белое море, влюбился в него всем сердцем. А вообще с детства занимался парусным спортом, у меня папа яхтсмен. Все само собой получилось.

- Но это ведь означает в любом случае оставить - стабильность, понятную, размеренную жизнь. Это же решение какое-то. Насколько сложно было его принять?

- Такие решения не принимаются в одночасье, жизнь подталкивает к ним. Если есть стремление с детства, в какой-то момент это может появиться.

- Первое, на что обратила внимание, зайдя на ваш сайт Морские практики - это письмо Маши. Расскажите нашим телезрителям вкратце ее историю.

- Это очень интересное письмо. Недели три назад, когда мы подходили к Сардинии, мне позвонил мой товарищ, матрос, морской практик и попросил поучаствовать в судьбе девушки, которая жила в Москве, влюбилась в мужчину, который занимается яхтингом. Для того, чтобы стать к нему ближе, продала все, что у нее есть, купила яхту, которая находится в Хорватии. Через три месяца после совместной жизни в Хорватии они расстались,  и теперь она не знает, что делать дальше. Ей нужен помощник, капитан и он предложил мне помочь девушке. Я предложил ей написать мне. Она написала, прислала фотографии. После того, как я увидел ее письмо, я понял, что это новелла. С изображениями лодки, с ее портретом интересным. Ну и просто разместил в Фейсбуке.

- Ну и отклики начались, активные при чем….

- Да, буквально за три дня очень откликнулось огромное количество людей.  Она пишет, что довольна, она смелый человек, решительный и с этой ситуацией справится.

- Теперь ей будет непросто выбрать среди такого количества желающих помочь.

- Маша решила для себя точно - к стабильной московской жизни она не вернется. Она так полюбила море.

- Мне кажется, что подобных историй становится все больше и больше. Люди не хотят сидеть в офисе, покупают яхты, зарабатывают на жизнь. Раньше мы это видели только по телевизору. Это действительно стало тенденцией и почему - стали жить лучше, можем себе это позволить?

- Яхтинг стал проще. Этот бум произошел лет 25 назад за рубежом. Сейчас многие оставили проживание на земле и путешествуют в мировом океане, ходят в кругосветное плаванье. И многие проводят там от 2 до 25 лет. Живут, встречаются, рожают детей, занимаются с ними, на работу устраиваются.

- Но для большинства это скорее мечта, чем реальность. А что для этого нужно, чтоб зажить такой жизнью. Средства, желание.

- Желание. На самом деле средства не такие уж большие, особенно, если человек привык жить достаточно скромно. Для нашей публики это немного ново, но постепенно такой образ жизни приобретает популярность.  

- В России - стал ли яхтенный туризм альтернативой классическому пассивному пляжному отдыху?

- Альтернативой, наверное, не стал, но он появился. Он был и в советский период, а сейчас приобрел другие формы:  наши поехали за рубеж. Для нас, наверное, какое-то время был закрыт такой вид путешествий, сейчас открылся.

- Это же серьезное испытание, особенно для женщин, хотя мы знаем, что девушки активно принимают участие в этих путешествиях.

- Ну что вообще в туризме привлекает людей - путешествие, приключения, возможность увидеть новое, испытать себя, встретиться с кем-то.

- А люди, они другие в море?

- Люди себя проявляют в каких-то лучших качествах, поэтому с ними легко, хорошо.

- Ваша команда пережила шторм в 2013-ом году, достаточно серьезную аварию в Тихом океане. Как вы перенесли это испытания и как тогда проявились люди?

- Кто-то испугался, кто-то напрягся, кто-то несколько неадекватно себя вел. Но тем не менее у нас в момент аварии уже сложился экипаж, когда мы потеряли мачту. Вахтенные выходили на вахты, дежурные по утрам готовили завтрак, как бы нам тяжело не было. Есть некий темп, флотская жизнь, которая основана на традициях, которые я стараюсь поддерживать на лодке. Эти традиции и помогли с этим справляться. Допустим, у нас был физик-ядерщик - Сережа, человек очень трезво мыслящий. И был театрал из цирковой семьи, с кавказскими корнями, очень открытый человек, Андрюша, который по утрам здоровался с морем, с солнышком. Они все время спорили, такие люди-антиподы. Когда у нас падала мачта, Андрей стоял и говорил - Здравствуй, море, солнце, пропусти, пощади океан. В это время стоял Сережа - физик-ядерщик, и говорил: «ну ладно, ладно, пропусти».

-Кого бы не хотели видеть на борту Джульетты

- Конечно, есть такие люди, которых я не хотел бы видеть, это в жизни нормальная ситуация. В основном это люди психически нездоровые. Но их очень мало. Вообще достаточно легко настроить человека на совместное деланье дела.

- Наряду с дальними странствиями вы занимаетесь и исследованием Белого моря. Насколько востребованы эти маршруты?

- Сейчас эти маршруты у нас в России не слишком популярны, к сожалению.

- Пока или уже?

- Пока и уже. Потому что в свое время  Поморы были носителями морской культуры, которая возникла здесь впервые. Потом это было отодвинуто на 2 план. Сейчас, в основном люди, которые занимаются яхтингом - они из Москвы, они про этот регион мало знают. Для них больше знакомо средиземное море, атлантика, кругосветные плаванья. Я думаю, что в морских навыках очень важны традиции. Традиции как раз есть здесь. Поэтому, когда предоставляется возможность путешествовать по вашим краям, я с удовольствием организую походы, знакомлю своих читателей и членов клуба с нашими домашними водами.

- Но вы не считаете себя архангелогородцем?

- Сложно сказать. У меня прописка соловецкая, родился в Новосибирске, жена и семья у меня сейчас в Архангельске. Лодка в Атлантическом океане.

- Но вы любите наш город - Архангельск?

- Да.

- Чем он вам нравится?

-Люди здесь особенные.

- Сейчас все активно обсуждают ситуацию вокруг шхуны «Запад». Каково ваше мнение, какой должна быть судьба у этого судна?

- Мне сложно сказать, что можно сделать с тем, что сейчас от «Запада» осталось, но я уверен, что в Архангельске должно быть свое большое парусное судно. У вас есть здесь морские училища. Это практиканты, этим воспитывается интерес к морю, который нужно всячески развивать.

- Вы говорите, что много мест особенно после кругосветки появилось любимых. А есть берег, к которому хотелось бы причалить и остаться навсегда.

- Такого берега еще нет

- Евгений, большое спасибо за беседу. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.