22.11.2018 14:27

Под Архангельском найден «серебряный костыль» 1936 года

Фото Виталия Крехалева

Фотограф «Правды Севера» Виталий Крехалев отыскал на железнодорожной ветке Архангельск-Северодвинск предмет, возможно, относящийся к истории строительства этой дороги.

Речь идет о так называемом символическом «серебряном костыле», который торжественно забивают по окончании строительства железной дороги. Забивать «серебряный костыль» — это традиция строителей железных дорог. А «серебряным» он назывался, потому что был последним (или первым).

Предмет этот еще нужно было добыть и отмыть – он найден в заболоченном месте недалеко от самой дороги. То, что «серебряный костыль» по окончании строительства дороги в конце 1930-х годов там был, свидетельствуют воспоминания мастера Семена Степановича Кривчикова, опубликованные на информационном портале «Северная неделя» в 2016 году.

Воспоминания были записаны самим мастером, которые принес в редакцию его сын. Там говорилось о трудностях и лишениях, которые испытывали рабочие в тех тяжелейших условиях. Статья так и называется – «Условия будут трудные…» Да и это люди терпели, но и до строителей дороги на Судострой (будущий Молотовск, а потом Северодвинск) в тогдашней архангельской тайге докатилась волна репрессий.

А про торжественный момент забивания «серебряного костыля» там сказано следующее: «7 ноября (день годовщины революции) под звуки духового оркестра на 31-м километре дороги встретились две бригады, состыковали рельсы и забили «серебряный костыль». Газета «Правда Севера» от 15 декабря 1936 года писала об этом событии так: «Под натиском людей болото и плывуны отступили. Стахановцы и ударники строительства проявили исключительный героизм. За четыре месяца 50-километровая ветка была проложена».

Частично это подтверждают и старожилы тех мест. Например, Валентина Александровна Богданова, которая живет на Лае с 1941 года, и чей отец был мастером-путейцем на одном из участков этой дороги, говорит, что подкладок под рельсы и костылей блестящих и белых не бывает. Они бывают, когда забивают именно «серебряный костыль».

Как со временем этот символический знак оказался выброшенным? И действительно ли это тот самый? У нынешнего его обладателя ответов нет. Может, кто-нибудь из музейщиков Архангельска или Северодвинска заинтересуется находкой?

Для сравнения на фото – обычный железнодорожный костыль для скрепления рельс и найденный.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА