22.10.2020 15:27

В Архангельске проходят «Международные недели музыки»

Виктор Шендерович и саксофонисты братья Брили
Народный артист России Игорь Бриль
Скрипач Карэн Шахгалдян и альтист Максим Новиков

Концерты фестиваля «ловите» на разных площадках города вплоть по 3 ноября включительно

В него же плавно вписались традиционные для Архангельска Дни джаза 22, 23 и 24 октября.

Разумеется, афишу концертов Поморской филармонии никто не отменял, концерты филармонических артистов состоятся наравне с событиями фестиваля. Но билетов в продаже немного, поскольку залы наполняются лишь наполовину в связи с известной ситуацией. Зрителей также просят не забывать защитные маски и на входе измеряют температуру.

В субботу совместный проект «Поединок плюс: 10 лет спустя» представили Карэн Шахгалдян (скрипка), Максим Новиков (альт) и Архангельский филармонический камерный оркестр под управлением Владимира Онуфриева. Дуэт скрипки и альта – один из самых интересных во всём музыкальном репертуаре. «Поединок» сопровождался шутливым спором двух музыкантов – чей инструмент значительнее в музыкальном мире, – и небольшими рассказами о композиторах, чьи произведения исполнялись.

Прозвучали струнные сочинения Плейеля, Генделя, Пелециса, Хачатуряна, а также впервые в России исполнены концерт для скрипки и концерт для альта современного итальянского композитора Ди Марино. Имя последнего стало открытием для многих зрителей, а его блестяще исполненная музыка пришлась по вкусу архангельской публике. Пожалуй, кричать «браво» зрителям мешали только медицинские маски на лицах.

В воскресенье в Камерном зале состоялся литературно-джазовый спектакль «Как таскали пианино». Новую-старую программу представили писатель и драматург Виктор Шендерович и джаз-квинтет Brill-Jazz под руководством народного артиста России Игоря Бриля, включая самого маэстро, а также саксофонистов Дмитрия и Александра Брилей, ударника Александра Зингера и контрабасиста Сергея Хутаса.

Спектакль поставлен по рассказам, стихам и диалогам разных лет Виктора Шендеровича, «замешанных» на любви к джазу. А началось всё с 1957 года, Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, во время которого по недосмотру тогдашних властей в СССР стал проникать джаз: «Из-за железного занавеса доносились звуки жизни, и глушилка уже не помогала. Жизнь брала своё…»

Спектакль «Как таскали пианино» родился из сочетания иронических текстов и «иллюстраций» к ним – композиций Дюка Эллингтона, Джорджа Гершвина, Курта Вайля, Пола Дезмонда и других.

Этот спектакль – не последний в фестивальном ряду на стыке музыки и литературы. 23 октября в Камерном зале выступят писательница Людмила Улицкая и пианистка Полина Осетинская. Людмила Улицкая прочитает свои неизданные рассказы и стихи, а Полина Осетинская сыграет редко исполняемые сочинения великих классиков. Называется этот музыкальный спектакль «Совместные действия».

А 30 октября к музыке примкнёт живопись. Художник-абстракционист Василий Кандинский воспринимал цвета как клавиши, а душу называл многострунным роялем. Солисты Поморской филармонии Полина Бойко (орган), Армен Вартанян (скрипка), Виктор Воробьёв (флейта) и Сергей Жигальцов (видео-арт) представят проект «Кандинский». В программу включены сочинения Пярта, Дебюсси, Холлигера, Лютославского, Мессиана и других композиторов в дуэте с видеопроекцией.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото автора