Кузнечевские мосты Архангельска: разборки и сборки

17 июля 8:08 80 лет Архангельской области
Деревянный наплавной мост через Кузнечиху. Из фондов архангельского краеведческого музея
Деревянный наплавной мост через Кузнечиху. Из фондов архангельского краеведческого музея

Первые шаги по сближению Соломбалы с Архангельском начались еще в конце XVII века. В 1693 году Петр Первый основал в Соломбале судоверфь, вошедшую в начале XVIII века в состав Архангельского Адмиралтейства – комплексного оборонного предприятия, занимающегося строительством, ремонтом и снабжением военных кораблей.

Так северный сосед Архангельска (Соломбала вошла в состав города лишь в конце XIXвека) стал крупнейшим судостроительным центром. Ежегодно со стапелей верфи сходило несколько военных кораблей, помогавших держать на должном уровне обороноспособность России. Чтобы их строительство не прекращалось, были нужны рабочие руки и бесперебойное снабжение материалами.

Лучше, чем находящийся под боком Архангельск, соломбальцам не мог помочь никто. Народа, готового взяться за любую работу, много. Да и как губернский центр город снабжался лучше других территорий. Первыми «связниками» между Соломбалой и Архангельском стали сотни лодчонок, перевозивших народ через Кузнечиху.

Кроме частников, существовал и казённый перевоз. С желающих попасть на другой берег реки брали весьма значительную по тем временам сумму в ¼ копейки. Так северян катали до начала XIX века. К этому времени Адмиралтейство разрослось. Лодочный транспорт оказался не в состоянии справиться с возросшим пассажиропотоком. Зачастую народ был вынужден стоять на берегу в ожидании, когда лодочник соизволит его перевести.

Первый мост

Чтобы ускорить переправу, архангельское купечество направило в Городскую Думу ходатайство о строительстве моста. В апреле 1805 года думцы с предложением согласились. Поддержав ходатайство, они отправили его в Санкт-Петербург для утверждения на «Высочайшем уровне». Чтобы купеческая бумага выглядела убедительней, ее подписал и военный губернатор Архангельской губернии г-н И. Ферстер.

17 мая 1805 года «высочайший уровень» в лице императора Александра Первого «соизволил» строительство моста через Кузнечиху разрешить. Первый кузнечевский мост был возведен менее чем за месяц. Руководил строительством архангельский городской голова (по-современному мэр) Василий Попов. Мост состоял из 12 барочных днищ, на которых были уложены балки. Их, в свою очередь, закрывали настилом из досок, набранных в два ряда. К зиме настил разбирался. Днища же в холодное время не трогали. Лишь перед вскрытием реки весной днища отводили к берегу по специально устроенным прорубям. Во время ледохода эти части мостовой конструкции удерживались якорями и канатами.

Мост этот был не особо дорогим. Стоимость его ежегодного обустройства не превышала пяти тысяч рублей. Эта сумма частично возмещалась за счет того, что он был платный. За право перебраться по нему на другой берег брали от одной копейки с пешехода до двадцати – с коляски или кареты, запряженной четверкой лошадей.

Соломбальскую «дорогу жизни» поддерживали и добровольные взносы купечества. За его «сбор-разбор» купцы в первый год существования деревянной переправы обязались с каждого, приходящего в их адрес торгового судна, платить по десять рублей. В последующие годы купцы были не такими щедрыми, отдавая за каждый свой корабль лишь пятерку. Правда долго экономить им не дали. Денег на содержание моста стало не хватать, вследствие чего в 1814 году выплаты вернулись на прежний уровень.

Усовершенствованные варианты

В таком виде Кузнечевский мост просуществовал 32 года. В 1837 году от него как от небезопасного отказались. Народ больше не хотел ходить по мосту, который даже во время незначительного подъёма уровня реки заливало водой. Особо тяжко было путешествовать по нему в непогоду. Волны хлестали так, что шедшие в это время по мосту имели все шансы быть смытыми. Чтобы уберечь людей от «речного душа», было решено с помощью опор поднять настил над днищами. Этот вариант просуществовал всего шесть лет. Во время ледохода 1843 года якорь не смог удержать на берегу увеличившееся число днищ. Их, несмотря на все предосторожности, унесло в море.

Во избежание повторения подобного казуса мост начали строить на сваях, забивая их «кустами» в связке по десять штук. «Кустарные насаждения» находились друг от друга на расстоянии в две с половиной сажени (примерно 5,5 метра). В середине моста специально для пропуска судов устраивалась разводная часть. Под проходившие корабли отвели четыре сажени.

На свайные конструкции укладывался дощатый настил, который превышал уровень воды на целую сажень (2,1336 метра). Так что люди на мосту теперь не мокли. Кроме того, новый вариант перехода стали разводить далеко не для всех судов. Небольшие лодочки спокойно могли проходить под ним.

Этот мост также устанавливался только на год. По окончанию летнего сезона дощатый настил снимался. Сваи же, благодаря приливам и отливам, сами собой вытягивались льдом. Свайный вариант моста оказался самым долговечным. Он просуществовал целых 77 лет. В 1918-21 годах мост делали особо крепким, способным выдержать пошедшие по нему трамваи.

В 1922 году был произведен подсчет, что за 117-летнюю историю Кузнечевских мостов на их ежегодный «сбор-разбор» был потрачен миллион 250 тысяч рублей. Эта колоссальная сумма заставила Архангельский губернский исполнительный комитет принять решение о постройке постоянного деревянного моста. Сказано – сделано, причем быстро – в конце этого же года. Возникла надежда, что с новым мостовым переходом не придется возиться минимум лет десять.

Но не тут-то было. Уже 4 мая 1924 года почти половина «постоянного» моста была сметена весенним буйством Кузнечихи. Конструкцию, не выдержавшую первого серьёзного в её жизни половодья, было решено не восстанавливая, разобрать на дрова. После этого соломбальцы переправлялись по наплавному мосту, отдаленно напоминавшую современную понтонную переправу, действовавшую на Кузнечихе более десяти лет.

И до сих пор

В феврале 1936-го по проекту профессора Передери началось строительство современного Кузнечевского моста. Закончить его удалось лишь в 1956 году. Затянувшийся на 20 лет долгострой даже упомянули в одном из концертных номеров знаменитые в то время куплетисты Тарапунька и Штепсель.

20 октября 1956 года по мосту прошел первый трамвай. К сожалению, мост стал невольным могильщиком любимого всеми вида общественного транспорта. 22 мая 2002 года, привязавшись к тому, что вибрация от трамвая негативно влияет на состояние моста, движение городской электрички здесь закрыли. Что стало первой ласточкой. Уже через два года трамвай перестал ходить по всему Архангельску.

Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея

Общество

28 июля

Более 3,6 мил­ли­онов часов виде­от­рансля­ций со 116 тысяч камер обес­печи­ли про­зрачность ЕГЭ-2017

28 июля

В Севе­род­винске постро­ят мно­гок­вар­тир­ный дом для пере­сел­ен­цев из ава­рий­ного жилья

28 июля

В Севе­род­винске заложи­ли атом­ный под­вод­ный крей­сер «Улья­новск»

28 июля

Бело­мор­ская воен­но-мор­ская база попол­нилась спа­сатель­ным бук­си­ром «Поляр­ный конвой»

28 июля

Сред­ний вес ново­рож­денно­го севе­ряни­на – 3 кг 310 граммов

28 июля

Оче­ред­ное судно отпра­вилось из Архан­гель­ска на убор­ку Арктики

27 июля

В шко­лах и дет­ских садах Архан­гель­ска идут ремонты

27 июля

Мор­ской собор в Солом­бале увен­чался пер­вым купо­лом и крестом

27 июля

Вос­ста­нов­ле­ние из раз­рухи: Архан­гель­ская область в пер­вые послево­ен­ные годы

26 июля

Архан­гель­ские уче­ные иссле­до­ва­ли маяки и помор­ские ста­но­ви­ща в Барен­це­вом море

26 июля

На Солов­ках нача­лись тор­жес­тва в честь 75-ле­тия школы юнг Север­ного фло­та

26 июля

Сту­дот­ряд «Ган­двик» отпра­вит­ся из Архан­гель­ска на убор­ку Аркти­ки 27 июля

26 июля

Кот­лаш­ан­ка Тама­ра Яхлако­ва под­гото­вила Архан­гель­ской области доро­гой подарок

25 июля

В Архан­гель­ске стар­то­вал мед­иа-проект «Блиц-ин­тервью с предп­ри­ни­ма­те­лем»

25 июля

Белое море встре­тило Соло­вец­ких юнг штор­мом в три балла

Похожие материалы

27 июля Общество

Вос­ста­нов­ле­ние из раз­рухи: Архан­гель­ская область в пер­вые послево­ен­ные годы

26 июля Общество

Кот­лаш­ан­ка Тама­ра Яхлако­ва под­гото­вила Архан­гель­ской области доро­гой подарок

24 июля Общество

Глав­ный мост Архан­гель­ской области

23 июля Из жизни

Сверх­ра­нний рейс «Сад­ко» 1937 года

21 июля Экономика

Суда поляр­ной гид­рогра­фии ухо­дят из Архан­гель­ска в Арктику

21 июля Общество

Архан­гель­ский трам­вай: Пер­вые и послед­ние годы глав­ного транс­пор­та областно­го центра

19 июля Общество

Глав­ные при­меты воен­ного Архан­гель­ска – голод и Север­ные конвои

17 июля Общество

Куз­неч­ев­ские мосты Архан­гель­ска: раз­бор­ки и сборки

14 июля Из жизни

В Архан­гель­ской области впер­вые про­шел тур­нир косарей

14 июля Экономика

В Архан­гель­ской области ищут новые мес­тор­ож­де­ния алмазов

14 июля Общество

Рекор­ды и тра­ге­дия 30-х: нача­ло Архан­гель­ской области

13 июля Культура

В Вер­коле всех жела­ющих нау­чили бороть­ся со стрес­сом и кошмарами

13 июля Экономика

Взлё­ты и паде­ния «Крас­ной куз­ницы». Леген­дарный завод воз­рожда­ет­ся