03.12.2014 10:39

Про Алешу, Черную курицу и пятиклассников

В центре – Алеша, роль которого в этом спектакле играет Татьяна Сердотецкая

Архангельский театр драмы поставил на камерной сцене «Черную курицу, или Подземные жители» Антония Погорельского. Спектакль предназначен для детей от 6 лет и старше, которым понятно, что такое «классы», кто такой учитель и почему нужно учить уроки.

Пятиклассники, которые побывали на одном из первых спектаклей, порадовали тем, что искренне переживали за своего сверстника Алешу, сердились на его строгого учителя и не понимали, что означает «высечь розгами».

Режиссер спектакля молодой москвич Анастас Кичик не стал «подгонять» старинную сказку под современный аршин, а оставил все происходящее в Санкт-Петербурге конца XVIII века. Спектакль от этого только выиграл. Первые зрители с удовольствием рассматривали высокие стулья, повернув которые можно перенести действие на городскую улицу – на спинках стульев угадываются очертания домов и церкви готической архитектуры. «Париж», – поначалу определили дети.

Костюмы актеров тоже отсылали в XVIII век – парики, камзолы, что точно соответствует произведению, опубликованному в 1829 году: «Лет сорок тому назад, в Петербурге, на Васильевском острове...» Только король подземных жителей оставался во вневременной короне и мантии. Еще режиссер отвесил церемонный поклон в сторону северян – в его спектакле Алеша читает наизусть отрывки из сочинений Михаила Васильевича Ломоносова, чего в сказке Погорельского нет.

Те самые стулья легким движением руки превращаются и в школьные доски, на которых можно нарисовать все что хочешь – кошку, попугая, китайских фарфоровых куколок из спальни зловещих старушек-голландок.

А можно написать «учитель дурак» как написал расшалившийся Алеша, возомнивший себя умнее всех.

Вот старушки-голландки, рыцари, преграждавшие дорогу в подземное королевство, беженцы-жители, тянувшиеся вереницей в изгнание, – все это видеографика на задней стене камерной сцены. И она, к слову, не выглядит беспомощной и сделанной второпях, как это бывает.

В спектакле заняты четыре актера, что для густонаселенной сказки даже удивительно. Актеры играют несколько ролей, кроме главной – Алеши. Вот подземные жители не маленького роста, а обыкновенного, тут уж ничего не поделать.

Эту сказку чаще всего ставят в кукольных театрах, где, как понимаете, можно сделать куклы любого роста. Но в архангельском спектакле одна кукла все же есть – это черная курица, конечно, до тех пор, пока она не предстанет в образе таинственного министра Подземного короля.

Сказку играют два состава актеров. Алеша в исполнении Натальи Овсянниковой вызвал такие симпатии в зрительном зале, что на реплику учителя (Дмитрий Беляков), мол, вы будете наказаны за непослушание и грубость, одна из зрительниц-пятиклассниц не сдержалась: «Детей нельзя наказывать!» Вот увещевания учительницы, она же «совесть» (Тамара Волкова), такой реакции зала не вызвали, поскольку в исполнении этой актрисы все увещевания звучали как дружеское участие и искреннее огорчение плохим поведением Алеши.

Импозантный министр Подземного короля (Вадим Винтилов), которого, в соответствии с классической сказкой, заковали в цепи за то, что Алеша нарушил клятву, вызвал слезы у особенно чувствительных зрительниц. Вероятно, старинная сказка оказалась понятной современным детям без нарочитого «перевода».

Автор произведения, надо сказать, не пытался превратить свою сказку в одно большое поучительное эссе. Он написал сказку для любимого племянника Алексея Толстого, тогда – ребенка. Тут без нотаций все ясно: слово надо держать, не зазнаваться перед одноклассниками, не грубить старшим.

Автор – это Алексей Перовский, в свое время опубликовал «Черную курицу» под псевдонимом. Считается, что он написал первую русскую литературную сказку для детей. И любой литературовед может поведать о явном влиянии мистических сказок Гофмана на автора или о масонском подтексте повести, что, впрочем, сейчас не имеет никакого значения.

Перед началом спектакля классный руководитель пятиклассников наказала «сидеть прямо, смотреть молча, потому что здесь телевидение». Но дети, увлеченные происходящим на сцене, совсем забыли об этом наставлении...

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото Виталия Крехалева