12.05.2016 16:38

Банк России карты не блокирует

Фото Ивана Малыгина

Равно как не проводит других банковских операций с физическими лицами. От его имени к простым россиянам обращаются как правило мошенники.

Банк России отмечает рост обращений граждан, пострадавших от мошеннических схем, в которых незаконно используется его имя. Таких схем, эксплуатирующих доверчивость граждан (чаще пенсионеров), много, но можно выделить несколько основных.

В первом случае, мошенники по телефону или через SMS-сообщения, представляясь сотрудниками Банка России или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями и т.п.), предлагают получить денежную компенсацию за ранее приобретенные товары или оказанные услуги, предварительно оплатив «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат» (возможны варианты). Деньги, как правило, надлежит переводить на счет некоего физического лица. Для убедительности мошенники упоминают в разговоре адрес Банка России (Москва, ул. Неглинная, 12).

Разновидностью вышеназванной схемы может стать телефонный звонок от злоумышленника, представившегося адвокатом и назвавшего фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или области. Он тоже предложит получить компенсацию за что-нибудь и даже направит потенциальной жертве сфальсифицированные копии паспорта, служебного удостоверения, судебного решения и прочих документов.

Получила распространение и другая преступная схема, когда человеку по телефону предлагают вложить деньги в «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». При этом средства, мол, необходимо перевести на счет некоего (вымышленного) «финансового представителя Банка России». Но связаться с этим «представителем» после перевода, естественно, уже не удается.

Ещё один вариант мошенничества – рассылка SMS-сообщений или звонки гражданам с информацией о том, что их банковские карты якобы заблокированы. При этом в SMS в строке «Отправитель» отражается номер телефона или текст, который должен указывать на принадлежность к Банку России. Например, может использоваться слово «Сentrobank» либо другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком. Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.

Кроме того, гражданам обещают выплаты денежных выигрышей, якобы начисленных организациями, которые торгуют товарами по каталогам. В рекламных буклетах и каталогах подобных фирм указаны названия несуществующих кредитных организаций-партнеров, созвучные с наименованием Банка России (ОАО «ЦБ», ОАО «БР», «Банк Российский», ЦБР и пр.).

По мнению и. о. управляющего Отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России Григория Бондаренко, очевидно, что все виды социального мошенничества связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомленностью потерпевших. Поэтому, чтобы не попасть на удочку мошенников, он рекомендует соблюдать несколько нехитрых правил.

Во-первых, не нужно реагировать на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить деньги для получения разного рода призов, выигрышей, компенсаций за ранее приобретенные товары различного назначения, включая медицинские.

Во-вторых, не стоит перечислять средства на предлагаемые счета и номера телефонов, а также соглашаться на передачу денег при личной встрече.

В-третьих, прежде чем принять любое решение, связанное с расходами по предложениям от незнакомцев, надо внимательно обдумать ситуацию, посоветоваться с близкими и родственниками.

В-четвёртых, перепроверяйте любую информацию, поступившую от неизвестных вам людей. Если они выступают от имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов и т.п.), предварительно позвоните в эту организацию по ее официальным телефонам.

В-пятых, при получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты немедленно свяжитесь с контактным центром коммерческого банка, выпустившего эту карту. Причем звоните по телефонам, указанным на карте, а не в SMS-сообщении. Никому не сообщайте PIN-код карты, даже сотрудникам банка. Подлинные сообщения банка, как правило, направляются адресно и содержат последние цифры карты держателя.

По словам Григория Бондаренко, нужно понимать, что по закону Центральный банк Российской Федерации не работает с населением как с клиентами. Этот запрет распространяется, в том числе, на начисление и выплату разного рода компенсаций, денежных выигрышей, прием денежных средств, блокировку банковских карт и иные операции с физическими лицами. Помимо этого, Банк России не рассылает SMS-сообщения и не выплачивает денежные средства, включая компенсации.

Так что при подозрении на обман следует немедленно обратиться в органы полиции.

Что же касается поднадзорных регулятору финансовых организаций, по всем вопросам к их деятельности можно обращаться как через Интернет-приемную на сайте Банка России www.cbr.ru, так и письменно в Отделение по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 3). Можно также позвонить в контактный центр Банка России по номеру 8 800 250-40-72 (бесплатный звонок из регионов России).

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Информация предоставлена Отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России.