17 августа народному и любимому всей страной Олегу Павловичу Табакову исполнилось 80 лет. Какое это отношение имеет к нам? – Да самое прямое! Покажите мне хоть одного северянина, что не видел Табакова в кино, что, оказавшись в Москве, не захотел бы попасть в театр МХТ имени А.П.Чехова или знаменитую «Табакерку»? Если, конечно, будет лишний билетик.
Олег Табаков перед обязательным дневным сномМне повезло общаться с Олегом Павловичем пять раз. И этот раз за разом я понимал, что относится он ко мне всё с большим расположением. Первое общение произошло в фойе знаменитого театра, чья аура для меня мистична и Божественна, потому что там часто бывал Михаил Афанасьевич Булгаков. И в разговоре была просто дежурно-вежливая чашка кофе. Нет, - две. Первую я высерпал слишком быстро. Во второй раз меня повысили до кабинета «мэтра». И там, включите голос Матроскина, было сказано: «А не выпить ли нам по рюмочке, понимаете ли, виски…?» и дальше знаменитый табаковский ухающе-визгливый смех.
-Олег Павлович, вы считаете себя «дитём войны»?
- Как ни странно, - да. Папа-мама почти на фронте. Папа Павел Кондратьевич командовал военно-санитарным госпиталем номер 87, мама работала в военном госпитале на станции Эльтон Рязано-Уральской железной дороги. А меня воспитывала и любила больше жизни бабушка. И эта «любовь больше свой жизни», я думаю, определила и всю мою дальнейшую жизнь. Я настолько тогда привык к ощущению любви, что до сих пор не представляю, как можно без неё жить. Жизнь… Это, когда тебя любят и ты любишь. Без этого никак. Но, про «дитё» войны… Мы, безусловно, не совсем голодали. Хотя есть мне хотелось постоянно! Даже во сне. Бабушка перед войной купила пятилитровую банку томатной пасты. И был свой лук. Репчатый. Она тушила этот лук в томатной пасте. Мне казалось, что вкуснее ничего не бывает. Потом, в сытые годы попробовал повторить этот рецепт. Не то… Граждане, совсем не то.
-Это правда, что после сериала «17 мгновений весны», вам написала письмо дочь вашего персонажа Шелленберга?
- Чистая правда! Эээээ… Я не силён в немецком, но мне перевели приблизительно так: Спасибо вам Олег, за то, что вы показали, как мой папа был красив и обаятелен… Ей Богу, я не хотел показывать фашиста красивым и обаятельным! Это я такой, а не Шелленберг! Если бы мне доверили другую роль, то собственными руками задушил бы этого Шелленберга! Вообще с этим фильмом странная история. Ведь Государственная премию получили практически все. Не только Тихонов – Штрилиц, но и я. И Лановой. Не получили только режиссёр Татьяна Лиознова и Мюллер - Броневой. Почему? - Загадка.
- У вас множество наград, вы полный кавалер ордена «За заслуги передОтечеством». А самую первую награду помните?
- Я скажу так: может, это была и не первая премия или награда, но самая дорогая до сих пор — часы «Победа», за роль Пети Трофимова в студенческом спектакле «Вишневый сад» на фестивале «Московская театральная весна». А остального всего много… Много… Самое эффектное я надеваю, когда хожу по кабинетам. Нам же так много надо. И комнаты в общежитии, и квартиры, и здания, и стройка у меня… Но мы потом отрабатываем! Вы посмотрите, какая очередь у нас стоит перед кассой перед началом продажи билетов. А?! Я смотрю и думаю: эх… не зря… не зря…
- Вы похожи на персонажа моего любимого фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»?
- Неа… Совсем не похож… Он мне симпатичен, но… Проспать-проесть всю жизнь, когда вокруг так много интересного. Не – не моё. Возможно, внутри что-то и есть. Ну, а театр, а «подвал», а колледж для одарённых детей?! Что всё проспать? Нет-нет…Кстати, знаешь, рецепт здоровья? – Днем, только не на закате, один час сна. И всё! Я этим лечусь уже долгие годы.
- А зачем вы были доверенным лицом у Владимира Путина во время выборов 2012 года?
- Я тебе отвечу на этот вопрос, если ты мне сейчас скажешь, кого другого можно было поддерживать. А кто из других что-то сделал для этой страны? Нет, ты скажи, докажи и я тут же стану его доверенным лицом! Наверное… Но, вряд ли…
- Вы возглавляете МХ имени А.П.Чехова, театр-студию «Табакерка», колледж для одаренных детей, а ещё сами играете, ставите… Откуда время и силы?
- Ээээ… Вот тут ты как раз про Обломова. Илье Ильичу было неинтересно жить. Он был не востребован обществом и, наверное, временем. У меня-то всё другое. Я интересен, я могу… Пусть теперь уже не Моцарта, но Сальери. У меня народу к кассе на весь Камергерский переулок… Что я спать буду. - Буду! Но часик в день и , как положено, ночью. У меня сын – Пашка – шалопай… А талантливый! И таких талантливых и даже побольше. И как за ними не уследить? Они же свой талант в какой-нибудь Сызрани пропьют-прокурят, на автоматах проиграют. Нееееет, я буду бдить. Не доверяю я молодому поколению.
- Дурацкий вопрос, но в чём секрет успеха вашего театра?
- В женщине, конечно. Это не секрет. Мой учитель Василий Осипович Топорков сказал: главное на театре, - это прима. И её должен хотеть весь зал. А это уже опять про любовь, так что не буду дальше.
-Тогда ещё один дурацкий вопрос – ваша любимая роль?
- Ой, их много. Очень много. Некоторые даже и ты не помнишь. Но я смирился, что для всей страны я – Матроскин.