16.09.2019 09:05

«Любимовка» в Архангельске: надо жить как‑то иначе

Фото Артёма Келарева

В Архангельском Молодёжном театре прошёл выездной день фестиваля молодой драматургии «Любимовка»

Пока в Москве, в рамках основной программы легендарной «Любимовки», отмечающей в этом году 30‑летие, читали современные пьесы про ЭКО, женщин в ГУЛАГе, биткоин под матрасом и время хайпа, в Архангельске прозвучали тексты, написанные в деревне Норинской Коношского района.

Там, где поэт Иосиф Бродский отбывал ссылку, четверо современных драматургов написали эти пьесы и фрагменты романа за десять дней изоляции и диджитал-детокса в резиденции «Любимовка. Пауза». Идея такой творческой перезагрузки родилась у актёра Павла Михайлова после того, как он сам пожил в Норинской.

– Там так тихо было и очень круто, и я подумал, что интересно было бы привезти туда московских драматургов, чтобы они там посидели в тишине, – рассказал Павел. – И вот я пришёл к организаторам «Любимовки» Михаилу Дурненкову и Евгению Казачкову. Им идея понравилась, но сказали, что деньги нужны. Я пошёл в Союз театральных деятелей России – и дали! И мы провели отбор – выбрали четверых драматургов из 80!

За полдня в особняке на Логинова, 9 прошли четыре читки. В них приняли участие актёры трёх театров – «ломоносовцы», «пановцы» и северодвинцы.

– Я категорический противник был чтения пьес, – заявил худрук Архангельского Молодёжного театра Виктор Панов, – я всегда говорил: артистов нечем занять – заставляют читать! Но вдруг я пересмотрел своё мнение. То, что нам предложили сделать «Любимовку» – это большая честь. У нас сегодня будет происходить какой‑то отбор зрителей. И могу сказать совершенно точно: на «Европейской весне» у нас будут читки пьесы Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» и пьесы о последних днях Геббельса, которую перевела Ольга Варшавер [очевидно, речь идёт о пьесе Майкла Ардитти «Магда/Медея Третьего Рейха»].

Первая читка стала беспрецедентным явлением: в неё режиссёр «архдрамы» Алексей Ермилышев вовлёк как актрис из родной труппы – Марию Беднарчик и Нину Няникову, – так и «пановцев» – Максима Дуплика и заслуженного артиста России Илью Глущенко.

В прошлом году сценаристка Мила Фахурдинова вошла в основную программу «Любимовки» с пьесой «Голая», а в этом на резиденции в Норинской начала писать целый роман. Он называется «Космонавтов, 80/81» – это адрес такой. Но квартира, о которой писала Фахурдинова, расположена не на архангельском проспекте, как можно было бы подумать, а в нынешнем Нур-Султане в Казахстане.

– Так‑то у нас вообще подъезд интересный. Все соседи – персонажи, – в текст втягиваешься с первой фразы.

В своём имени Мила Фахурдинова заменила всего одну букву, и Мика воспринимается как литературная маска автора. Как рассказал Павел Михайлов со слов писательницы, будущий роман во многом автобиографический: его Фахурдинова начала собирать, в том числе, и из своих постов на Фейсбуке. И все соседи – реальные люди.

Последней прозвучала пьеса белорусского драматурга Константина Стешика «Камень глупости». Режиссёр Илья Мощицкий договорился с актёрами Молодёжного, что они позволят тексту звучать. И они читали подчёркнуто безэмоционально, монотонно, не пытаясь создать образ. В этот день на читках вообще отрывки из романа звучали, как пьесы, а пьесы – как проза. На прозаическое восприятие пьесы повлияло драматургическое решение: Стешик сделал ремарки частью текста.

Главному герою Роману сделали операцию – «залезли в мозг» и извлекли «камень глупости» – то, что мешало смотреть на мир трезво. И в этом текст отчасти автобиографичен. Драматург, как рассказал Павел Михайлов, тоже перенёс операцию, и после неё год ничего не писал – только в Норинской начал.

– Это текст о том, как герой выбирает себе путь, – решили зрители. – После операции надо жить как‑то иначе.

К концу дня худрук Молодёжного Виктор Панов окончательно убедился в полезности читок.

– «Любимовка» – это уникальное явление, – заявил маэстро, – которое знацкомит нас с новыми драматургами и новыми пьесами. Нам нужны новые пьесы! И я прихожу к выводу, что все четыре произведения имеют право на сценическое воплощение в Архангельске.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО (ИА «Регион 29»)