22.01.2018 14:01

Архангельский психолог: «Учите ребёнка говорить „нет“»

Архангельский психолог: «Учите ребёнка говорить „нет“»

Одна из причин, по которой дети попадают в тяжёлые ситуации – им не хватает внимания, считают психологи

Одетской безопасности, о том, как вести себя, если ребёнок потерялся, и о том, почему послушные дети чаще становятся жертвами преступлений, рассказывает педагог-психолог Архангельского центра «Леда» Анастасия Лапшева.

«Помоги поймать котёнка»

– У малышей до трёх лет понятие «что такое хорошо, а что такое плохо» ещё не сформировано, – говорит Анастасия Лапшева. – Мир воспринимается ими как нечто единое и светлое. Редко, конечно, когда в этом возрасте малышей намеренно оставляют одних, но, ребёнок, например, может потеряться в толпе на празднике или просто убежать от мамы в торговом центре.

У большинства родителей в этот момент мгновенно отключается логика и включаются эмоции. Поэтому правило первое – не паниковать. Обратитесь к сотрудникам магазина, к организаторам мероприятия с просьбой задействовать «громкую» связь. Привлечь массовое внимание необходимо ещё и для того, чтобы ситуацией не воспользовались злоумышленники, чтобы никто не смог незаметно увести вашего малыша.

Ещё один совет – собираясь на массовое мероприятие с ребёнком, возьмите с собой его фотографию. Причём сделайте фото в этот же день – в полный рост и в той же одежде.

Детей постарше научите тому, как вести себя с незнакомцами на улице. Объясните, что никакой адекватный взрослый никогда вот так просто не обратится к нему за помощью: «Помоги поймать котёнка. Помоги донести сумку». Предупредите о возможности подобных ситуаций. И объясните, что нельзя брать угощения и подарки от незнакомых людей.

Злоумышленник может попытаться сыграть на детских чувствах: «Я знаю твоих родителей. Бабушке плохо, она просила срочно привезти тебя домой». Учите ребёнка говорить «нет», не слушать незнакомых взрослых и проверять любую информацию: «Я должен позвонить папе, маме».

Научите его также просить о помощи других людей. Например, расскажите, что можно подбежать к другому взрослому и «сделать вид, что ты его знаешь». Научите ребёнка кричать. Причём самое оптимальное – это кричать: «Пожар!» Инстинкт самосохранения сработает, прохожие обязательно обратят внимание на неадекватное поведение, что, в свою очередь, отпугнёт злоумышленника.

Кодовое слово

Распространённая ситуация – ребёнок не вернулся из школы вовремя. Мама, бабушка успокаивают себя: «Ну ещё подождём час-два».

Ждать нельзя. Пишите и звоните всем: педагогам, друзьям ребёнка, родителям одноклассников. «Неудобно беспокоить» – это ложное чувство, которое может стоить жизни. У ребёнка также не должно быть внутреннего ощущения, что он своими звонками или обращениями за помощью может кому‑то помешать. С раннего возраста проговаривайте, что перед выходом надо звонить и предупреждать: «Я еду домой. Я буду через тридцать минут». Ваш ребёнок никогда не должен чувствовать себя «лишним» и «ненужным».

Потому что одна из причин, по которой дети попадают в тяжёлые ситуации – им не хватает внимания. Любому ребёнку хочется быть хорошим. И тут находится человек, который, условно говоря, готов «погладить по голове», похвалить, дать конфетку… Дети, которые не могут открыто разговаривать с родителями, имеют больше «шансов» стать жертвой преступления.

И конечно, если ребёнок звонит вам и говорит: «встреть меня, пожалуйста», то обязательно сделайте это. Не начинайте отказываться: «Ты уже большой, дойдёшь сам, что с тобой может случиться?» Возможно, он не может сказать вам больше из‑за того, что незнакомец, который беспокоит его, находится рядом. Заранее придумайте вместе определённое кодовое слово, услышав которое, вы сразу поймёте, что с ребёнком происходит что‑то неладное.

Чаще разговаривайте со своими детьми. В обществе, к сожалению, существует странное предубеждение: «не накликать беду». Считается, что пока не говоришь о какой‑то проблеме относительно себя, своей семьи, то и проблемы этой как бы не существует. Такой самообман. Но при любом разговоре избегайте банальных нравоучений: «Туда не ходи, этого не делай». Информация просто не воспримется ребёнком. Лучше разобрать ситуацию детально – проговорить в лицах. А с самыми маленькими – «проиграть» на примере сказок.

«Никто ничего не должен»

Социальные сети – это также стезя, которую родителям надо не забывать мониторить и контролировать. И речь не только об установке паролей и фильтров – расскажите детям о правилах безопасности в Интернете. Объясните, что есть личная информация, которую он ведь не сообщает всем подряд на улице – такую информацию не стоит доверять и случайным людям в социальной сети.

При этом ни в коем случае не запрещайте своим детям пользоваться социальными сетями. Запрет приведёт лишь к созданию фэйковых страниц, которые вы уже при всём желании не сможете контролировать. Не устраивайте тотальную слежку, но хотя бы раз в две недели просматривайте список друзей ребёнка на личной страничке. Если в этом списке есть взрослые, которые не являются близкими либо преподавателями ребёнка, то это – повод для разговора.

Поскольку, опять же, никакой адекватный взрослый не будет «проситься» в друзья к детям. Насторожить должны и новые друзья, которые представляются ровесниками, но «ведут себя странно». Но чтобы узнать об этих странностях вовремя, необходимо, чтобы ребёнок вам полностью доверял.

Объясните, что в социальной сети, как и в реальной жизни, «никто никому ничего не должен». И любые просьбы незнакомых людей – будь то ровесники или взрослые – надо воспринимать критично: «А зачем я должен это делать? Зачем мне присылать вам свою фотографию? Для чего ты просишь меня назвать номер телефона?» Помогите ребёнку понять и осознать последствия своих действий.

Один дома

Как быть, если ребёнок остаётся дома один? О том, что нельзя открывать дверь незнакомцу – знают, пожалуй, все. Но что делать, если родителей нет, а кто‑то звонит на домашний телефон?

Распространённая ситуация: малыш берёт трубку, и ему кажется, что это звонит кто‑то знакомый. И он сам, первый, называет звонящего по имени: «Это вы, тётя Таня?» А это совсем не тётя Таня… Или же на вопрос звонящего: «Кто это?» – не задумываясь, называет себя… А дальше – дело времени. После установления контакта «выудить» у ребёнка необходимую информацию злоумышленнику не составит труда.

Поэтому совет здесь может быть только один – лучше вообще не реагировать на звонки и не вступать ни с кем в разговор. В зоне досягаемости ребёнка обязательно должны быть телефоны экстренных служб: скорая помощь, пожарная служба, милиция. А также номера телефонов «доверенных» взрослых, к кому можно обратиться за помощью помимо родителей.

И ещё важный момент – заповедь для родителей: когда звонит ваш ребёнок, всегда отвечайте и перезванивайте, даже если вы очень заняты в этот момент. Для формирования доверия важно осознание, что в мире для вас, родителя, нет ничего важнее ребёнка. И каждый детский звонок может оказаться решающим.

На консультацию к специалистам МБУ Центр «Леда» можно записаться по телефону 28 64 75 или на сайте leda29.ru

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ