Осенний ледоход на Северной Двине продолжается больше месяца

9 декабря 2019 16:28 Море Транспорт
фото автора
фото автора

Несколько морозных суток, грянувших в первые дни ноября на Северо-Западе России, и следующая за ними череда оттепелей вот уже месяц держат в напряжении транспортный комплекс Архангельского порта

Тогда за короткий срок устье Северной Двины покрылось тонким слоем льда, который первое время легко преодолевали как морские, так и портовые суда. Но уже 6 ноября Архангельский речной порт отравил работать на островных переправах буксиры ледового класса, а 10 ноября все плавсредства, не имеющие ледового класса, встали до весны в места зимовки.

Так происходит каждую осень уже более сорока лет; по перволедку ледоколы прокладывают канал на речных фарватерах, строго придерживаясь створных знаков. По мере увеличения толщины льда служба капитана порта поднимает требования по крепости корпуса и мощности двигателя к судам, следующим в Архангельск. А созданный природой и людьми ледовый канал не только не ограничивает плавание на акватории, но и гарантирует, что суда не окажутся на мели.

Нынешней осенью четко отлаженная схема дала сбой. С наступлением тепла ледовые поля в больших количествах начали с речных верховий дрейфовать в устье, образуя осенний ледоход. Такое явление – редкость, на северных реках происходит раз в пять-шесть лет и обычно длится пару-трое суток. Лед, как правило, с отливом уходит в море или задерживается береговым припаем, а вскоре морозы сковывают реку крепко-накрепко. Однако оттепели не прекращались. Хуже того, лед, приносимый течением на акваторию порта, словно пробкой стал закрывать фарватеры и рейды.

Мощь «ледовой пробки» испытали на себе не только экипажи и пассажиры буксиров, работающих на переправах. Грузовые суда, следовавшие по судовому ходу, тратили на переходы по полусуток там, где в обычное время уходило два-три часа. Например, 12 ноября теплоходы «Георгий Ушаков» и «Механик Пятлин» шли от острова Мудьюг до Соломбалы более десяти часов. Помогавшие им буксиры оказались беспомощными перед силой природы, даже портовые ледоколы были малоэффективными. Ледокольщики признавались: «Лед словно вата; белый и пушистый – с виду, цепкий и неподатливый – на деле».

Чтобы разрядить «ледовую пробку» штаб ледовых операций решил использовать линейный ледокол «Диксон». Пройдя сложный участок на Соломбальском рейде и в Маймаксе, ледокол высвободил из ледового плена бункеровщик «Кама», дал возможность двигаться танкеру «Нептун» и теплоходу «Надежда». Пятикилометровая пробка уплыла в море, на некоторое время очистив ото льда портовые воды.

Вопреки ожиданиям теплые атмосферные фронты продолжали атаковать Северо-Запад России. Ледовый покров в верховьях и в среднем течении Северной Двины разрушался, из-за длительных оттепелей на реке установилось одностороннее течение; ледовые поля все прибывали и прибывали в устье: на мелководье они образовывали стамухи, вдоль берегов обрастали перемычками льда, перекрывали заторами речное русло. Дрейфующие скопления торосов держали днем и ночью в напряжении экипажи судов, как стоящих на якоре, так и ошвартованных у причала.

Капитан Архангельского порта в середине ноября издал еще одно распоряжение, в котором в портовых водах разрешалось самостоятельное движение судов усиленного ледового класса. Всем другим для переходов требовался ледокол. Кто знаком с экономикой морского транспорта знает, чем лучше судовая конструкция, чем мощнее двигатель, тем дороже на судне стоимость перевозки грузов. И работа ледокола – удовольствие не из дешевых – пятая часть из общей суммы всех портовых сборов.

С начала осеннего ледохода миновал месяц; сейчас его интенсивность слабее, чем в первые дни. Фарватеры порта от Городского рейда до грузовых районов Экономия и Талаги, где флот не прекращал работать, временами вообще очищались ото льда.

В таких непростых условиях в Архангельском порту побывали около полусотни морских судов. К примеру, вернулись из дальней Арктики судно-снабженец «Михаил Сомов» и сухогрузы «Таймыр» и «Ермак». С промысла из Баренцева моря прибыли с грузом рыбопродукции траулеры «Ягры» и «Архангельск». Вышли – с грузом пилолеса в Александрию теплоход «Инженер Вешняков», с металлоломом на Турцию иностранный «Pride». По два рейса на Соловки выполнили суда серии река-море «Балтийский-108» и «Ладога-11».

Заглядывая в будущее, гидрологи дают осторожный прогноз – ледообразование на северных реках возобновится в середине декабря. Климатическая карта показывает, как со стороны Средиземного моря через Европу и Балтику к нам, на Север, идет поток тепла. И когда будет конец оттепелям, дождям и мокрому снегу, а с ним и ледоходу – неведомо никому.

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

Экономика

23 января

Сов­мест­ная акция «Прав­ды Севе­ра» и «Маг­нита»: глав­ный приз – новая кухня

15 января

Бел­ко­мур: пере­считать цифры

13 января

Пен­си­он­ный фонд разъяс­нил, как будут наз­начать­ся пен­сии в 2020 году

9 января

Smartavia откры­ла про­дажу биле­тов на лето

9 января

Новые ограни­че­ния по кре­ди­там помо­гут севе­ря­нам справ­лять­ся с долгами

30 декабря

Мария, «крёс­тная мама» судов

29 декабря

О рыб­ной квоте и рыбац­ком флоте

27 декабря

Центр судо­рем­он­та «Звез­дочка» стал дип­лом­ан­том кон­курса «100 луч­ших това­ров России»

25 декабря

Менед­жеры АО «Моло­ко» – пер­вые рос­сийс­кие «Лиде­ры про­из­води­тель­нос­ти»

23 декабря

Под­гот­ов­ка к ЕГЭ – через игру

23 декабря

Полвека – в лидерах

22 декабря

Архан­гель­ский фили­ал «Рос­мор­пор­та» обновля­ет сос­тав флота

17 декабря

В Архан­гель­ске пред­лага­ют открыть дом женс­ко­го предп­ри­ни­ма­тель­ства

16 декабря

Нави­га­ция в Онеге и на Солов­ках про­длена до сле­ду­юще­го года

13 декабря

Новый бук­сир «Звёз­дочки» полу­чил имя суд­на-вете­рана – «Садко»

Похожие материалы

9 января Экономика

Smartavia откры­ла про­дажу биле­тов на лето

16 декабря Экономика

Нави­га­ция в Онеге и на Солов­ках про­длена до сле­ду­юще­го года

9 декабря Экономика

Осен­ний ледо­ход на Север­ной Двине про­дол­жа­ет­ся боль­ше месяца

29 ноября Экономика

Взлет­но-поса­доч­ная полоса на Солов­ках при­няла пер­вый рейс

26 сентября Экономика

Депу­таты Архан­гель­ского областно­го Соб­ра­ния уве­ли­чи­ли раз­мер суб­си­дий на ремонт муни­ципаль­ных дорог

23 августа Экономика

С 27 августа про­езд в автобу­се в Архан­гель­ске будет стоить 28 руб­лей, в Севе­род­винске – 29 рублей

24 июля Экономика

РА-2 – это такой авто­бус на рельсах

31 мая Экономика

Пас­саж­ир­ский плаш­ко­ут «Бело­морье» начал соро­ко­вую навигацию

27 мая Экономика

В Онеж­ском райо­не пла­ниру­ют отрем­он­тиро­вать мост через реку Нименьга

2 мая Экономика

В Архан­гель­ской области регио­наль­ную доро­гу пере­дали в феде­раль­ную собст­вен­ность

5 января Экономика

На Белом море нача­лось актив­ное ледо­об­разо­ва­ние

10 декабря Экономика

На Солов­ках нача­лась реконст­рук­ция аэропорта

22 октября Экономика

В осен­нюю непо­году эки­пажи теп­лохо­дов «Бело­мор­ский» наверс­ты­ва­ют упу­щен­ное за лето