Осенний ледоход на Северной Двине продолжается больше месяца

9 декабря 2019 16:28 Море Транспорт
фото автора
фото автора

Несколько морозных суток, грянувших в первые дни ноября на Северо-Западе России, и следующая за ними череда оттепелей вот уже месяц держат в напряжении транспортный комплекс Архангельского порта

Тогда за короткий срок устье Северной Двины покрылось тонким слоем льда, который первое время легко преодолевали как морские, так и портовые суда. Но уже 6 ноября Архангельский речной порт отравил работать на островных переправах буксиры ледового класса, а 10 ноября все плавсредства, не имеющие ледового класса, встали до весны в места зимовки.

Так происходит каждую осень уже более сорока лет; по перволедку ледоколы прокладывают канал на речных фарватерах, строго придерживаясь створных знаков. По мере увеличения толщины льда служба капитана порта поднимает требования по крепости корпуса и мощности двигателя к судам, следующим в Архангельск. А созданный природой и людьми ледовый канал не только не ограничивает плавание на акватории, но и гарантирует, что суда не окажутся на мели.

Нынешней осенью четко отлаженная схема дала сбой. С наступлением тепла ледовые поля в больших количествах начали с речных верховий дрейфовать в устье, образуя осенний ледоход. Такое явление – редкость, на северных реках происходит раз в пять-шесть лет и обычно длится пару-трое суток. Лед, как правило, с отливом уходит в море или задерживается береговым припаем, а вскоре морозы сковывают реку крепко-накрепко. Однако оттепели не прекращались. Хуже того, лед, приносимый течением на акваторию порта, словно пробкой стал закрывать фарватеры и рейды.

Мощь «ледовой пробки» испытали на себе не только экипажи и пассажиры буксиров, работающих на переправах. Грузовые суда, следовавшие по судовому ходу, тратили на переходы по полусуток там, где в обычное время уходило два-три часа. Например, 12 ноября теплоходы «Георгий Ушаков» и «Механик Пятлин» шли от острова Мудьюг до Соломбалы более десяти часов. Помогавшие им буксиры оказались беспомощными перед силой природы, даже портовые ледоколы были малоэффективными. Ледокольщики признавались: «Лед словно вата; белый и пушистый – с виду, цепкий и неподатливый – на деле».

Чтобы разрядить «ледовую пробку» штаб ледовых операций решил использовать линейный ледокол «Диксон». Пройдя сложный участок на Соломбальском рейде и в Маймаксе, ледокол высвободил из ледового плена бункеровщик «Кама», дал возможность двигаться танкеру «Нептун» и теплоходу «Надежда». Пятикилометровая пробка уплыла в море, на некоторое время очистив ото льда портовые воды.

Вопреки ожиданиям теплые атмосферные фронты продолжали атаковать Северо-Запад России. Ледовый покров в верховьях и в среднем течении Северной Двины разрушался, из-за длительных оттепелей на реке установилось одностороннее течение; ледовые поля все прибывали и прибывали в устье: на мелководье они образовывали стамухи, вдоль берегов обрастали перемычками льда, перекрывали заторами речное русло. Дрейфующие скопления торосов держали днем и ночью в напряжении экипажи судов, как стоящих на якоре, так и ошвартованных у причала.

Капитан Архангельского порта в середине ноября издал еще одно распоряжение, в котором в портовых водах разрешалось самостоятельное движение судов усиленного ледового класса. Всем другим для переходов требовался ледокол. Кто знаком с экономикой морского транспорта знает, чем лучше судовая конструкция, чем мощнее двигатель, тем дороже на судне стоимость перевозки грузов. И работа ледокола – удовольствие не из дешевых – пятая часть из общей суммы всех портовых сборов.

С начала осеннего ледохода миновал месяц; сейчас его интенсивность слабее, чем в первые дни. Фарватеры порта от Городского рейда до грузовых районов Экономия и Талаги, где флот не прекращал работать, временами вообще очищались ото льда.

В таких непростых условиях в Архангельском порту побывали около полусотни морских судов. К примеру, вернулись из дальней Арктики судно-снабженец «Михаил Сомов» и сухогрузы «Таймыр» и «Ермак». С промысла из Баренцева моря прибыли с грузом рыбопродукции траулеры «Ягры» и «Архангельск». Вышли – с грузом пилолеса в Александрию теплоход «Инженер Вешняков», с металлоломом на Турцию иностранный «Pride». По два рейса на Соловки выполнили суда серии река-море «Балтийский-108» и «Ладога-11».

Заглядывая в будущее, гидрологи дают осторожный прогноз – ледообразование на северных реках возобновится в середине декабря. Климатическая карта показывает, как со стороны Средиземного моря через Европу и Балтику к нам, на Север, идет поток тепла. И когда будет конец оттепелям, дождям и мокрому снегу, а с ним и ледоходу – неведомо никому.

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

Экономика

10 июля

«Бело­мор­ская сплав­ная ком­па­ния» уве­ли­чит месяч­ные объё­мы пере­воз­ки в полтора раза

9 июля

Обо­га­ти­тель­ная фаб­рика «Севе­рал­маза» возоб­нови­ла работу

9 июля

Пра­витель­ство регио­на выдели­ло 150 мил­ли­онов руб­лей на ремонт дорог, не вошед­ших в нацпроект

8 июля

Новод­винску и Хол­мог­ор­ский район выде­лят допол­нитель­ные сред­ства на ремонт дорог

8 июля

Сбер­банк сни­жа­ет став­ки по ипо­теке на 0,5 про­цен­тных пункта

6 июля

Коро­нави­рус не стра­шен? Пятый при­зыв науч­но-произ­водст­вен­ной роты отпра­вля­ют на «Севмаш»

6 июля

За пер­вую неде­лю июля в Архан­гель­ской области зарег­ис­три­ро­ва­лись 350 само­заня­тых граждан

6 июля

Алек­сандр Цыбуль­ский и глава РЖД дого­вори­лись о стро­итель­стве желез­нодо­рож­ного пере­ез­да в Вельске

5 июля

С понедель­ника нало­говые инспе­кции возоб­новля­ют приём

1 июля

Жите­ли Архан­гель­ской области, постра­дав­шие от павод­ка, полу­чат ком­пенса­ции

29 июня

«Адми­рал флота Советс­ко­го Союза Гор­шков» вышел в Белое море на испытания

29 июня

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на образо­ватель­ный про­ект «Ты – предп­ри­ни­ма­тель»

29 июня

Рабо­та­ющим севе­ря­нам стар­ше 65 лет про­длили боль­нич­ные до 12 июля

25 июня

Сроки получе­ния ком­пенса­ции за про­езд в отпуск про­длили до 2021 года

25 июня

Семьи с деть­ми до 16 лет полу­чат допол­нитель­ные десять тысяч руб­лей по указу пре­зи­ден­та

Похожие материалы

29 июня Экономика

«Адми­рал флота Советс­ко­го Союза Гор­шков» вышел в Белое море на испытания

25 июня Экономика

На «Крас­ной Куз­нице» завер­шились ходо­вые испыта­ния бук­си­ров «РБТ-3» и «РБТ-4»

27 мая Экономика

Плат­форма «При­раз­лом­ная» отгру­зила на тан­кер двух­со­тую пар­тию нефти

21 мая Экономика

В порт Архан­гельск при­вез­ли 170 тонн рыбы

19 мая Экономика

Эко­но­ми­ку Север­ного морс­ко­го пути под­ни­мут меж­реги­ональ­ным проектом

15 мая Экономика

Тех­нич­ес­кий флот Архан­гель­ска начал дноуг­луби­тель­ные работы

13 мая Экономика

Атом­ная под­лод­ка «Князь Вла­ди­мир» вышла в море на финаль­ные испытания

13 мая Экономика

Пер­вый рейс теп­лохо­да «Мыс жела­ния» начал­ся с посад­ки на мель

26 апреля Экономика

Суд­но, на кото­рое напа­ли сома­лий­ские пира­ты, будет рабо­тать в Архан­гель­ске

21 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт гото­вит­ся к ледоходу

19 апреля Экономика

В Архан­гельск сегод­ня ночью при­хо­дит пер­вое в нынеш­нем году рыбо­лов­ное судно

17 апреля Экономика

Архан­гель­ский порт: под­став­ляя плечо судам Севера

16 апреля Экономика

«Сев­маш» в апреле зало­жит две мно­го­це­ле­вые под­лод­ки про­ек­та 855М