Архангельск стал десятым городом России и СНГ, в котором прошел региональный этап Open Innovations Startup Tour. Идейный вдохновитель мероприятия и советник президента «Сколково» Пекка Вильякайнен — о подозрительных русских, о том, как влиять на общество, и о том, что экономика не строится на отдельно взятых звёздах.
Свой бизнес Пекка Вильякайнен основал в финской деревне с населением 250 человек, когда ему было тринадцать лет. Через двадцать лет этот «типичный финский ботаник» вошёл в число самых успешных бизнесменов Европы и руководил IT-компанией численностью 19 000 человек с филиалами в 26 странах мира.
- Правда нужно помнить, что есть и временная характеристика, которую ни в коем случае не стоит скидывать со счетов. Дело в том, чтобы вырастить компанию в 20 000 сотрудников, потребовался не один год, а целых 25. Поэтому я, можно сказать, человек уже поживший.
А правда, что вас называют финским конём, финским бульдозером, откуда такие прозвища?
- Да, вы правы, такие прозвища действительно ко мне прикрепились. Скажу про бульдозер, почему именно так меня называют — потому что со всей силы пру куда надо. Если нужно дойти от точки А до точки Б, я, естественно, это всегда сделаю. Иногда пру туда, что называется, со всей возможной мощью. Именно этим мы сейчас и занимаемся, в рамках стартап тура, то есть стараемся реализовать стартап-экономику в России, поставить её на ноги. Я лично работаю в составе совета по модернизации почты России, где моё прозвище тоже мне на благо, я занимаюсь организацией почта-банка и так далее и тому подобное.
И во всём такая вот, что называется, мощь и сила бульдозера?
- По крайней мере, я думаю, что во всём. Не везде это нужно, и понятно, что для меня это как проклятие, так и благословение. Вот у меня, например, часто спрашивают, зачем я этим сам занимаюсь, почему я в России? Я объездил 80 российских городов и везде выступаю с достаточной долей энергии. Я верю в силу этой миссии, верю в её необходимость, в создание новых рабочих мест, новых бизнесов и новой экономики здесь, в России.
Вы родились ради этой миссии?
- Не думаю. Просто когда я начал заниматься бизнесом, мне много помогали. Настало время, когда я могу вернуть долг, соответственно, я стремлюсь так же помогать молодым предпринимателям. Ну а что касается России, жена у меня русская, дети наполовину русские, поэтому есть обязательства и перед ними. Плюс ко всему, Россия недалеко от моего дома, можно сказать — за углом.
Вы много лет колесите по России в поисках инновационных решений, много ли нашли?
- Наша задача — ни в коем случае не искать один или несколько хороших проектов в рамках этого стартап тура. Наша задача — попытаться повлиять на общество в целом, донести посыл до всех ваших родственников, до всех пап, мам, бабушек. До тех, кто, может быть, сейчас не дает детям, внукам заниматься предпринимательством или считает, что этого направления стоит избегать. Нужно сделать так, чтобы это было возможностью для молодёжи. Потому что экономика не строится на каких-то отдельно взятых звёздах. Помимо всего прочего, мы занимаемся поиском лучших предприятий, компаний, проектов, предпринимателей, на которых потом будут направлены усилия институтов развития, самого «Сколково», которые мы поддержим.
Сложно начинать новый проект, чтобы достичь не только местечкового, регионального уровня, но и выйти в том числе в Сколково и даже завоевать Запад? В чём секрет успеха?
- Я говорил на своём мастер-классе, что меня абсолютно не интересуют проекты, которые нацелены исключительно на, как вы правильно сказали, некую местечковую аудиторию. То есть те, которые целью ставят завоевать Архангельскую область, или, например, только Россию. Меня интересуют те проекты, которые обладают международным потенциалом, и, мне кажется, что каждый проект им обладает. Россия составляет лишь два процента от общемировой экономики и для того, чтобы выйти на мир, требуется изменить сознание, подход. То есть с самого начала разрабатывать свой продукт с таким прицелом, что потом он будет продаваться во всём мире, обеспечить качество всех его элементов, сделать так, чтоб они были жизнеспособны. Возможно ли это? Я считаю, что да. Что касается секрета успеха, то должно быть правильное сочетание людей в команде. Если вы хотите, скажем, выходить на немецкий рынок, обязательно найдите себе в команду немца — и только так вы обеспечите международный потенциал.
Вы работаете в России, объездили 80 регионов. Сложно менять сознание, чтобы люди не зацикливались на своей местности?
- Очень сложно. Это скорее марафон, чем спринт. Но уже очень много меняется. Этого нельзя сделать по приказу сверху, а нужно чтобы усилие приложили университеты, нужно, чтобы поддерживали учителя в школе, родители. Результаты будут очень хорошими, если воспитывать позитивное отношение к предпринимательству сызмальства. Но могу привести и противоположные примеры, из Хельсинки. У нас есть свой университет, где есть профессора, которые заявляют открыто, что бизнес, стартапы — это вообще не для них и не для их студентов. Считают, что задача всех, кто работает в университете — защищать диссертации или дипломы. Эта проблема присутствует не только в России.
- Вы уже научились с русскими собирать грибы?
- Когда я семь лет назад приехал в Россию, это было где-то в центре Москвы, меня спросили, не пойду ли я грибы собирать. И переводчик тогда объясняет — действительно, они предлагают грибы собирать, а не что-то ещё. Мне казалось, что это какое-то иносказание. Но теперь я понял, что это занятие в России достаточно серьёзное и не стоит к нему относиться с юмором. Да, было дело, ходил по грибам. Но пока не в Архангельске.
Если в России так сложно убедить людей, вывести их на что-то новое, почему именно Россия, а не какая-то другая западная страна, в том числе Финляндия?
- Я же всё-таки бульдозер, не ищу простых путей. Я проработал двадцать лет в западной Европе, был в Азии, в США. Я просто вижу, что у России огромный потенциал и огромное количество накопленных знаний. Есть даже предпринимательский склад ума. И мне кажется, что если этот потенциал будет реализован, это благоприятно скажется на всей Европе, в том числе на моей родной Финляндии.
Менталитет стартаперов, которые работают в России значительно отличается от менталитета стартаперов, которые работают в других странах?
Основные вещи похожи. Это желание заработать деньги и начать собственный бизнес. Разницу я вижу лишь в одном — отсутствие доверия у россиян. Отсутствие доверия друг к другу, к окружающим, к незнакомцам. Вот если я бы хотел вести с вами бизнес, я бы посмотрел на вас и сразу сказал, что вы человек хороший, с вами можно иметь дело. Если бы русский на вас взглянул, он подумал бы, что вы человек подозрительный, мало ли, улыбаетесь, ещё что-нибудь. Русский человек наверняка хотел бы познакомиться с вашими родственниками, узнать всех до седьмого колена — тогда, может быть, какие-то отношения бы и выстроились.
Тогда дайте пять советов от Пекке русским стартаперам, как достичь успеха?
- Первое — выбирайте в команду людей, непохожих на вас. Второе — разрабатывайте продукт с прицелом на весь мир, изучая глобальную конкуренцию. Третье — станьте активным участником стартап-сообщества и в Архангельске, и во всей России, и старайтесь максимально быстро учиться у других. Четвёртое — не приглашайте только тех инвесторов, которые могут дать исключительно деньги, а не стать реальной частью вашего бизнеса. Принимайте лучше акционеров, которые могут вложиться чем-то ещё, кроме финансов. Ну и пятое, я даже книжку так назвал, «Без страха». То есть бесстрашное отношение ко всему, что ты делаешь, к своему бизнесу.
А вы привезли с собой запонки, которые вам подарил Путин?
- Они всегда со мной. Но сегодня без рубашки, поэтому их не надел.