04.08.2020 13:07

Про поморского Одиссея, вечную любовь и селфи с титаном

Фото автора

Третья творческая лаборатория «Рыбный обоз» в Архангельском театре драмы прошла на этот раз без зрителей с билетами

Напомним, суть лаборатории такова: приезжают молодые режиссеры и с актерами театра драмы создают за неделю примерно 30-40-минутный эскиз спектакля на заданную тему. А потом главный режиссер Андрей Тимошенко и худсовет выбирают наиболее интересный для постановки полноценного спектакля.

Так, вышли из «Обоза» и появились в афише Архангельского театра драмы спектакли, которые потом весьма оценили зрители – «Три сестры» по пьесе Чехова режиссера Глеба Володина, «Сарафан» по рассказам Федора Абрамова режиссера Марии Критской. В первом случае было задание поставить пьесы классиков или современных авторов, во втором – эскизы по произведениям Абрамова, а нынче замахнулись на мифы Древней Греции. Тема, надо сказать, не самая ходовая на российских театральных подмостках.

Причем, не бралась в расчет древнегреческая драматургия, то есть готовые пьесы, написанные древними авторами или современными драматургами на темы мифов. А заданием были именно сами мифы, «чистые мифы», по выражению Андрея Тимошенко, густо населенные богами, героями, чудовищами. 

Петербуржец Андрей Гогун взял произведение Гомера и представил «Одиссею» по-поморски, назвав эскиз «Песня об Одиссее Первозванном», которую рассказывают босые поморские женки в красных сарафанах. И подручными средствами на дощатом столе иллюстрируют свой напевный рассказ, перемежая его фигурами народного северного танца. А подручные средства такие: деревянный ковш, ложки с хохломской росписью, морковь, лук, картошка, тряпичные куколки-обереги, вязальные спицы и зачем-то бананы.

А поскольку мелкие вещи на столе не очень видны из большого зала, все это проецировалось на большом экране. Идея с поморским Одиссеем интересная, но как-то резали ухо заковыристые древнегреческие имена на поморском наречии и запутанная история с бандой женихов Пенелопы, разорявшая дом Одиссея, пока хозяин был в море. В общем, для начала надо прочесть, о чем там говорится в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, это как минимум.

Режиссер Андрей Воробьев из Барнаула предложил относиться к его эскизу как к «ощущению любви». Ощущению вечной любви между олимпийскими богами Аидом и Персефоной, между певцом Орфеем и красавицей Эвридикой. Тут зрители вздохнули спокойно: кто ж не знает эту трогательную историю любви. Оперы, оперетты, мюзиклы, рок-опера «Орфей и Эвридика» Александра Журбина, киновариации на тему мифа, вроде фильма «Куда приводят мечты».

Интересно показана любовь людей на фоне олимпийского спокойствия богов. Это, скорее, пластический этюд о впервые полюбивших: с подражанием ласкам животных и растущим цветам весной. Наверное, поскольку в древности люди были близки к природе и столь же искренни в своих чувствах. А как Орфей явился к мрачному Аиду требовать назад Эвридику: на пороге царства мертвых даже раскинул руки для обыска. Чем все закончилось, вы знаете. Вот так родилась любовь на земле, - заключительные слова показанного этюда.

Не менее интересным показался этюд режиссера Филиппа Виноградова из Москвы. Он взял за основу эпический миф о титане Прометее, защитнике людей от произвола богов, укравшего для людей огонь с Олимпа, и попытался перекинуть мостик в современность.

Режиссер отдает, видимо, большое значение шумовому сопровождению своих спектаклей. В мифах до использования огня люди считались первобытными и потому актеры создавали шумовые эффекты, напоминавшие завывание шамана с перемежающими звуками варгана. Потом – звяканье цепей и удар молота – то Гефест приковывал своего друга Прометея к скале.

А целая свора орлов должна была клевать печень Прометея, обрекая его на муки. Титана унижали и мучили, как и приказали боги. А он молчал, хотя его заставляли кричать (примечательно, что Прометей в представленном этюде – интеллигент в очочках). Вероятно, спустя много веков орлы стали уже не те, а люди - цивилизованными и потому делали с замученным титаном селфи, хихикая и глумясь, к чему и призывали зрителей в зале.

Вот, собственно, три экспериментальных показа в лаборатории для молодых режиссеров «Рыбный обоз», представленных в Архангельском театре драмы. А какой выберут из них для полновесного спектакля, может быть, узнаем в новом сезоне, который откроется 27 сентября.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА