13.12.2020 13:06

К столетию Джанни Родари: «Сделай, папка, Чиполлино, ты же его любишь!»

Фото автора

Сто лет исполнилось Джанни Родари, писателю и чудному поэту с весёлым именем и такой же весёлой фамилией

Это детство всех мальчишек и девчонок моего поколения и поколения моих детей и их детей, уже моих внуков.

– Бежи, Чипалина, бежи – Пададон злой! – совсем ещё недавно верещал мой внук Димка, переживая за Чиполлино, бегущего по экрану от синьора Помидора. Ни ему, ни любому взрослому не надо объяснять, почему Чиполлино молодец, а Помидор – наоборот. И никакой тебе политики: просто вечное зло в вечной борьбе с добром. В конце истории, правда, флаг полощется красный. Ну да каким же ему быть – не триколором же.

Дмитрий ТрубинНе устаревает никак «Чиполлино», всё актуальней становится. Прочитайте его детям вслух, чтоб и самим вспомнить – девяносто процентов из вас получит удовольствие. Оставшимся десяти процентам может и не понравится – им неприятно, когда Помидор плачет (плачущий кум Тыква им как‑то понятнее).

«Чиполлино» был моей первой книжкой Родари. За «Чиполлино» следовал «Джельсомино».

1969 год. Мама приносит новую, ни на что не похожую книжку. Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов». Иллюстрации странные, манящие, не такие, как привычно было видеть в других книжках. Читаю: художник Лев Токмаков (кстати, это единственное, что я успел прочитать: книжку тут же увели, как и велосипед «школьник», на котором я прокатился лишь раз. Мир неидеален. Хорошо лишь, что люди тянулись не только к велосипедам, но и к книгам).

Имя этого художника станет для меня родным ещё нескоро, но станет. В 1990 году я встречусь с народным художником России Львом Токмаковым, и мы будем дружить с ним вплоть до самого его ухода в 2010 году.

Он приезжает ко мне в Архангельск на выставку моих книжных иллюстраций, он пишет тексты к моим каталогам, мы постоянно встречаемся в его мастерской. Он чудный рассказчик. Когда мы заговариваем с ним о Джанни Родари и их, с Джанни, «Джельсомино», Лев, смеясь, говорит, как его истово бранили за эту книжку, «формалистическую», как казалось многим, и как Родари спас его, приехав в Москву и выказав Льву Токмакову своё итальянское восхищение. Родари писал художнику: «Дорогой Токмаков, вы просто превосходны… Я перелистывал книгу как в лихорадке и на каждой странице издавал «охи» и «ахи» от восхищения… Это ваша книга гораздо больше, чем моя… Если вы хотите, чтобы вместо одного раза я обнял вас дважды, пришлите мне один или два оригинальных рисунка, если это возможно, мне доставит большое удовольствие повесить их на стену в моём доме…» Против восхищения Родари не попрёшь, и все обвинения в формализме были сняты.

Да, кстати, в книжке этой Лев Токмаков в образе художника Бананито вывел Мая Митурича-Хлебникова, у которого спустя 20 лет я буду учиться делать книгу…

Я давно научился делать книги и сделал их так много, что сам пугаюсь. Около 200 и тиражом под восемь миллионов. Но я никогда не иллюстрировал Родари. Любил, читал, но не иллюстрировал. А тут пандемия грянула. Дочка домой приехала из Москвы эпидемию вместе переживать. Ну переживаем – как все.

– Сделай, папка, Чиполлино, ты же его любишь, – увидев, что я заскучал, попросила дочка.

Почему не сделать? Сел и сделал. Кучу картинок нарисовал и как в детство окунулся.

И тут передачу смотрю по «Культуре»: «Джанни Родари». 100 лет, оказывается, ему прямо в этом году стукнуло, а я ему как раз подарок сделал. Хотя, конечно, это он нам всем надарил сокровищ – читайте, радуйтесь счастливому и светлому дару писателя и поэта с таким весёлым и задорным именем: Джанни Родари.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Дмитрий ТРУБИН, заслуженный художник РФ