Современные российские авторы, принадлежащие к одному поколению, создали биографии советских писателей и поэтов, причём также принадлежавших к одному поколению людей, чья молодость совпала с революцией, гражданской войной, событиями XX века. Эти книги, вышедшие в серии «Жизнь замечательных людей» – приглашение к разговору и к переосмыслению нашего литературного наследия
Дмитрий Быков «Маяковский. Трагедия-буфф в шести действиях», 2016
Поэт, писатель и журналист Дмитрий Быков большую часть литературных наград получил как автор прозаических художественных и биографических произведений. Среди них особое место занимает книга о Владимире Маяковском. С изданными ранее в серии «ЖЗЛ» биографиями Бориса Пастернака и Булата Окуджавы она образует своеобразную трилогию о судьбах русских поэтов ХХ века.
По мнению Быкова, «Маяковский – классический образец поэта… И те, кто сроду не выучит наизусть ни одной его строчки, те, кому ничего не говорят его циклопические поэмы, фальцет его лирики и бас советской оды, – не могут устоять перед главным его творением: идеальной поэтической судьбой, бескомпромиссно выстроенной по высокому романтическому канону».
Во вступительной части автор отметил, что жизнь знаменитого поэта исследована вдоль и поперёк чуть ли не по часам, поэтому останавливаться на избитых, всем известных фактах попросту неинтересно. Быков попытался уловить «голос» Маяковского и «голос» его эпохи, исследуя то, что он считает наиболее важным, знаковым. Книга получилась своего рода сплавом биографии, литературоведческого анализа и истории футуризма.
Критик Галина Юзефович отметила, что «…не всякий день встречаешь книгу, внутри которой живёт, дышит, ворочается целый мир – огромный, несуразный, хаотичный, многообразный и потому особенно живой. Мир, в который можно надолго уйти, притворив за собой дверь, чтобы не сквозило снаружи».
Сергей Шаргунов «Валентин Катаев. Погоня за вечной весной», 2016
Жизнь его отчасти отразилась в знаменитой трилогии «Волны Чёрного моря» с загадочной повестью «Белеет парус одинокий», романе «Разбитая жизнь, или волшебный рог Оберона». О себе писал много, его автобиографическая проза – «Алмазный мой венец», «Трава забвенья» и «Святой колодец» – буквально потрясла читателей в 70‑е годы.
Но перед нами первая подробная биография прозаика и поэта, тонкого мастера слова Валентина Петровича Катаева, которую написал Сергей Шаргунов, молодой современный писатель из «новых реалистов». Он пытается разобраться во многих вопросах: «почему «лучший из лучших» писателей оказался практически забыт? Почему дерзкий, неудобный Катаев, «художник-маг», рождённый под счастливой звездой, ушёл в тень?
Биография Валентина Катаева уже сама по себе остросюжетный роман: юный литератор, ученик Бунина, ушёл добровольцем на фронт в Первую мировую, был награждён именным оружием за храбрость. Как бывший белый офицер был арестован и ожидал расстрела в подвале Одесской губчека, чудом избежал смерти. Есенин и Маяковский писали о нём стихи, а ещё в его жизни были Горький, Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Мандельштам, Фадеев, Олеша, Бабель, Зощенко, Ильф и Петров, Солженицын. Во времена «оттепели» Катаев организовал «штаб новой литературы» в созданном им журнале «Юность», по словам Евгения Евтушенко, стал «крёстным отцом всех шестидесятников».
Захар Прилепин «Леонид Леонов: «Игра его была огромна», 2010
Захар Прилепин, один из наиболее известных современных писателей, предлагает свою версию биографии, сегодня почти забытого, последнего русского классика Леонида Леонова. Леонид Леонов прожил без малого век, судьба сталкивала его со Сталиным, Горьким, Шолоховым, Булгаковым, Набоковым… Он оказал огромное влияние на творчество Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Юрия Бондарева, Валентина Распутина, братьев Стругацких, но при этом жизнь его всё равно для многих остаётся тайной.
Книга Прилепина подкупает в первую очередь выверенными, точными фактами, добросовестностью, с которой автор работал и с архангельскими архивами времён гражданской войны, и со свидетельствами коллег, членов семьи, и – конечно, в первую очередь – со многими томами непростых леоновских текстов.
Интересно узнать про «архангельский след» в биографии писателя. С 1915 года 16-летний Леонов постоянно проводил каникулы в Архангельске, где обосновался его отец, издававший газету «Северное утро». Леонид знакомится с художником Степаном Писаховым и писателем Борисом Шергиным, посещает театры, публикует первые стихи.
Книга заключает в себе сразу несколько биографий Леонова. Одна – чисто внешняя, соответствующая хронологии писательской жизни, другая – потаённая, скрытая, «огромная игра», которую Леонов постоянно вёл с историей, властью и судьбой. И, наконец, третья биография – это история о том, как в массовом сознании «вместо разнообразного, свободного, упрямого, себе на уме Леонова появлялся Леонов монументальный, орденоносный, однозначный».
Василий Авченко «Александр Фадеев», 2017
Писатель Василий Авченко живёт во Владивостоке. Его документальная проза «Кристалл в прозрачной оправе. Рассказы о воде и камнях» была представлена в нашей рубрике. Свою книгу о Фадееве Авченко называет самой дальневосточной из всех изданных о писателе.
Александр Фадеев – признанный классик советской прозы – известен в литературе как автор двух романов «Разгром» и «Молодая гвардия». Остались незавершённые вещи, наброски, замыслы, которые не доведены до конца. Его биография тоже достойна романа: детство и юность провёл в Приморье, партизанил, воевал в рядах Народно-революционной армии Дальневосточной республики. В 1939‑м возглавил Союз писателей СССР, в 1956‑м покончил с собой.
Сегодня его упрекают в отсутствии таланта, в причастности к репрессиям, в запутанной личной жизни и алкоголизме, который будто бы и стал причиной его самоубийства. Его не переиздают, в школьной программе его книг нет, да и в массовом читательском сознании он пребывает в роли не столько писателя, сколько чиновника.
Василий Авченко в своей книге показывает нам неожиданного Фадеева: пылкого, неравнодушного, а, главное, талантливого человека, щедро и часто напрасно расточавшего свои силы и свой дар. Главная цель автора – реабилитировать Фадеева как человека и писателя. Критик и писатель Роман Сенчин, оценивая исследование Авченко, подчеркнул, что «книги Фадеева и его биография – отличный разговор не только о литературе, но и вообще о жизни: о личном и общественном, о призвании и долге».