09.02.2018 16:28

Как уберечь себя от финансовых мошенников

Если вы возьмёте время на раздумья, у злоумышленников пропадёт к вам интерес

В декабре 58‑летней жительнице Северодвинска позвонил неизвестный: «Это сотрудник службы безопасности вашего банка. В данный момент злоумышленники пытаются похитить денежные средства с вашей карты. Чтобы мы могли их остановить, сообщите её реквизиты».

Растерянность, страх потерять деньги, доверие «службе безопасности» – эти понятные чувства охватили бы, наверное, любого на месте той северодвинки. А звонивший просто не давал опомниться: «Скорее, иначе деньги будет не вернуть!»

С перепугу женщина сообщила ему все данные своей карты, включая ПИН-код и проверочный код на её обратной стороне. В итоге она лишилась 20 тысяч рублей – всей суммы на счёте.

«Сотрудник банка» не солгал: во время звонка с карты пенсионерки действительно пытались похитить деньги. Только мошенником был он сам. И таких историй – сотни. Почти одновременно с жительницей Северодвинска злоумышленники точно так же обманули ещё двух пожилых женщин – в городе корабелов и Онежском районе.

Мошенники не любят пауз

За минувший год в Архангельской области зарегистрировано около 1700 фактов мошенничества с использованием информационных технологий. Это примерно 70 процентов всех случаев хищения денег путём обмана. Полиция возбуждает уголовные дела, но преступники, как правило, звонят из других регионов, поэтому вычислить их непросто. Раскрываемость таких дел по всей стране невысока – 25 процентов.

Чаще всего на удочку телефонных мошенников попадают люди старшего возраста. Главная наживка – проблемы, которые якобы возникли с банковской картой: заблокирована, списываются деньги и так далее. При получении звонков или СМС-сообщений на эту тему надо связаться с контактным центром банка, который указан на обратной стороне карты.

Запомните как дважды два: цифры ПИН-кода нельзя называть никому на свете. А если кто‑то требует их у вас – это точно мошенник. Банковские сотрудники никогда не просят назвать ПИН-код.

«Вы стали победителем лотереи!» – другой излюбленный приём охотников за вашими деньгами. Для получения автомобиля или айфона они просят перевести энную сумму на указанный счёт. Пенсионеров порой обманывают дважды: сначала уговаривают заплатить сотни тысяч рублей за простейшие БАДы, а когда пожилые люди понимают, что их «развели», мошенники предлагают получить компенсацию, за которую тоже надо перевести деньги.

– Попав под прицел мошенников, люди теряются, – поясняет заместитель управляющего областным отделением Северо-Западного ГУ банка России Григорий Бондаренко. – Самый главный совет в таких случаях таков: сделайте паузу. Не переводите деньги – скажите, что вам надо посоветоваться с близкими. Мошеннические действия всегда совершаются мгновенно. Если вы возьмёте время на раздумья, у злоумышленников пропадёт к вам интерес.

Банки возвращают денежные средства только в тех случаях, когда они пропали по техническим причинам – например, из‑за уязвимости банкомата. Если же владелец карты сам сообщил преступникам её данные или перевёл им деньги, поможет только полиция.

Воровство в прямом эфире

Но от мошенников страдает не только старшее поколение, которому сложно ориентироваться в онлайн-банкинге. Даже продвинутые пользователи могут лишиться денег, расплатившись за покупку на сайте-двойнике. Это когда в названии официального ресурса меняют самую малость – букву, знак – и создают его мошеннического дублёра, которому покупатель перечисляет свои денежки.

Поэтому правоохранители и банкиры советуют использовать для покупок в интернете отдельную карту, на которой есть только сумма для оплаты заказа.

А в некоторых регионах страны появились банкоматы-двойники. Они копируют устройства официальных банков всё с той же целью отъёма денег у населения. Поэтому в поездках лучше пользоваться банкоматами, установленными в самих кредитных организациях.

Оккупировали мошенники и соцсети: взломав аккаунт, рассылают друзьям владельца от его имени просьбы срочно помочь материально. Совет тот же, что со звонками: не переводите деньги сразу, свяжитесь с человеком, которому якобы нужны деньги, по телефону.

Бывает так, что люди вроде бы никому не сообщали данные карты, но вдруг им на телефон начинают приходить СМС от банка о списании денежных средств. Этакое воровство в прямом эфире. В таких случаях надо срочно звонить по указанному на карте телефону банка, чтобы он заблокировал карту.

– Но просто так деньги списывать не начнут, – уточняет Григорий Бондаренко. – Возможно, вы прошли по неизвестной ссылке, полученной в СМС-сообщении, с вредоносной программой. Или, расплачиваясь банковской картой в кафе или магазине, позволили персоналу унести её. Весь процесс оплаты должен происходить у вас на глазах.

О том, как не стать жертвой мошенников, можно узнать на мероприятиях в рамках региональной программы повышения финансовой грамотности. В эти дни в городах области проходит акция «Не дайте себя в обиду». В торговых центрах и других общественных местах у волонтёров акции можно получить памятку о правилах финансовой безопасности.

Безопасность – в наших руках

В рамках программы повышения финансовой грамотности разработаны правила пользования банковскими картами. Они довольно просты:

- храните ПИН-код отдельно от карты и не сообщайте его никому;

- подключите услугу СМС-оповещения о любых операциях с вашей картой;

- в кафе, магазинах и других местах расплачивайтесь картой лично, не позволяйте сотрудникам её уносить;

- для покупок в интернете заведите отдельную карту;

- при утере телефона, карты или несанкционированном списании денежных средств без промедления сообщите об этом в банк;

- пользуйтесь проверенными банкоматами, предварительно осмотрев их на предмет посторонних подозрительных устройств;

- не перечисляйте деньги для получения призов, выигрышей или компенсаций;

- не переводите свои средства на незнакомые счета;

- при поступлении подозрительных предложений возьмите паузу, посоветуйтесь с близкими;

- перепроверяйте информацию от неизвестных по официальным телефонам организаций;

- при получении СМС-сообщения о блокировке карты свяжитесь с банком по телефону, указанному на ней.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Марина ДАШИНА