Провокация скандала

21 февраля 2019 17:28 Из газеты ЖКХ
Информация о решении ФАС широко разошлась не только по федеральным, но и мировым каналам информации. К сожалению, в абсолютно неправильной трактовке
Информация о решении ФАС широко разошлась не только по федеральным, но и мировым каналам информации. К сожалению, в абсолютно неправильной трактовке

«Правда Севера» продолжает «рекламную» тему, так взволновавшую читателей

Вавгусте 2018 года управление ФАС России по Архангельской области признало оскорбительной рекламу с изображениями полуобнажённых женщин, содержащую слоган «У нас маленькие цены и много комплексов». Члены экспертного совета посчитали, что данная реклама содержит оскорбительный образ в отношении женского пола. В итоге, билборды со скандальной рекламой исчезли с улиц Архангельска, а на инициаторов рекламы был наложен штраф.

Ольга Бобрецова– По сути, эту рекламу признали сексистской, – говорит Ольга Бобрецова, автор жалобы в антимонопольный комитет, директор региональной автономной некоммерческой организации поддержки инициатив «Новый взгляд». – Но по федеральным каналам тогда прошла информация о том, что в Архангельске управление ФАС признало маленькую грудь физическим недостатком. Это абсолютно неправильная трактовка.

– В чём была суть вашего обращения?

— В том, что подобная реклама является оскорбительной. И в том, что к человеческому телу вообще нельзя применять какие‑либо стандарты. Мы все разные, нас семь миллиардов на этой планете. У нас разный цвет кожи, разрез глаз, разный рост, вес. Подходить к человеку с определённым шаблоном недопустимо.

– Вы обратились в ФАС как физическое лицо?

— Да, я написала заявление как житель города Архангельска. Но решение о том, чтобы написать обращение, было принято на общем собрании нашей некоммерческой организации. Подобные заявления, к слову, в антимонопольный комитет поступают по всей стране. Так, например, насколько мне известно, конгресс женщин Кольского полуострова был возмущён, когда на улицах Мурманска появилась двусмысленная реклама банковских услуг: «Даём всем», где также эксплуатировалось полуобнажённое женское тело. В результате массовых обращений мурманчан скандальную рекламу запретили. Но, что касается нашей архангельской истории, рекламные эксперименты «на грани», к сожалению, продолжаются.

– На такую рекламу остро реагируют и читатели «Правды Севера».

— Я вполне понимаю возмущение жителей, которые, к примеру, «спущенные штаны» восприняли как унижение. Подобная провокация, а речь именно о провокации, держится на «чёрных» стереотипах, которые когда‑то были внедрены в общественное сознание. Допустим, недавний пример, опять же связанный с рынком недвижимости в Архангельске: «Дешевле купить, чем снять». Речь о покупке квартиры, но рядом с броским слоганом изображена женщина, раздевающая блузку.

Что происходит в подсознании потребителя такой рекламы? Объективация. Женщина постепенно перестаёт восприниматься как субъект, который имеет право на чувства, переживания, на собственное я. Задаётся шаблон, при котором женщина воспринимается только как сексуальный объект.

Существует взаимосвязь между укоренением такого восприятия и ростом насилия. Например, когда мы проводили тренинги с молодыми людьми, если взять один из последних наших проектов по поводу предотвращения насилия на стадии свиданий, то столкнулись с «мужской» трактовкой женского отказа: «Если женщина говорит «нет», то она имеет в виду «да». Или ещё стереотип: «Я её кормил, поил, я её и «танцевать» буду». То есть личность женщины принижается. Мол, если согласилась со мной в ресторан идти, то значит, априори согласна со мной и в постель лечь. «Женщину легко снять». «Она доступная» – это тоже вкручивает в подсознание реклама с билбордов. Но формирование пренебрежительного отношения, когда в головы потребителей вдалбливается, что унижать другого нормально – это форма насилия.

– Особенность уличной рекламы ещё и в том, что она навязчивая. То есть от неё в прямом смысле не скрыться.

— Согласна. Реклама обращена к потребителям любого возраста напрямую. И хотя по закону в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии и так далее, рекламные «специалисты» сознательно идут на нарушение этих норм и правил.

Особенно часто разыгрывается тема сексуальности. А любые слоганы, намёки, образы, которые связаны с сексуальностью – это взывание к нашим инстинктам. Тут расчёт на то, что на «это» всегда обратят внимание. Но подобный ход, на мой взгляд, ничто иное, как пропаганда пошлости.

– Проблема в том, что здесь ведь ещё и очень тонкая грань. Субъективно-оценочный характер основан на индивидуальном восприятии информации. Возможно, для кого‑то образ, подобранный рекламщиками, – такая «эстетика», а для кого‑то – абсолютно не допустимо.

— Для этого и существуют экспертные советы. Это, кстати, тоже прописано в законе о рекламе: для признания рекламы неэтичной достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих подобную рекламу как неэтичную. Именно экспертный совет при Архангельском УФАС России рассматривал моё обращение. Был проведён опрос общественного мнения на сайте управления. Любой желающий мог высказаться.

– И каков, кстати, был результат опроса?

— Девять против, а 23 голоса поддержали меня. И я искренне порадовалась, что другие жители Архангельска встали на мою сторону и высказали своё мнение.

Ведь если мы хотим добиться каких‑то изменений, то не надо бояться проявлять свою гражданскую позицию. Не нравится, как обслуживают в городском транспорте – обращайтесь к поставщику транспортных услуг. Не нравится, как обслужили в магазине – требуйте жалобную книгу. Не молчите! Думаю, что подобное правило должно действовать во всех сферах нашей жизни.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Общество

22 апреля

Аль­пин­ис­ты хотят уста­новить на Эль­брусе флаги Победы и Севе­род­винска

22 апреля

Игорь Ску­бен­ко: социаль­ная сфера – один из госу­дарст­вен­ных прио­ри­те­тов

22 апреля

Актив­ис­ты ОНФ нашли неза­кон­ную мусор­ную свал­ку в гараж­ном коопер­ати­ве Новод­винска

22 апреля

Рабо­тода­тели смо­гут получить нало­говые льго­ты, наняв бой­цов стройот­ря­дов

21 апреля

16 мая в Поморья вновь прой­дут «Чис­тые игры»

21 апреля

Ярмарка граж­данск­их ини­ци­атив в Севе­род­винске прой­дёт в новом формате

21 апреля

В Поморье запре­тят роз­нич­ную про­дажу сжи­жен­ного газа несо­вер­шенно­лет­ним

21 апреля

Оди­но­ким отцам будет проще получить зва­ние «Вете­ран труда Архан­гель­ской области»

21 апреля

Ледо­ход вре­мен­но приос­тано­вил гру­зовые рабо­ты в Архан­гель­ском порту

21 апреля

В Общест­вен­ной пала­те Поморья обсуди­ли бла­го­ус­тройство пло­щади Друж­бы наро­дов в Архан­гель­ске

21 апреля

«Бес­смертный полк» в этом году прой­дёт в онлайн-фор­мате

21 апреля

Биб­ли­оте­ки Архан­гель­ской области получи­ли книгу «Диви­зия геро­ев: от Мос­квы до Эльбы»

21 апреля

Област­ной Дом моло­дежи приг­лаша­ет севе­рян на курсы ком­пью­тер­ной гра­мот­ности

21 апреля

Два новых кате­ра на воз­душ­ной подуш­ке помо­гут прео­долеть ледо­ход и паводок

21 апреля

Боль­ше всего жите­ли Архан­гель­ской области боят­ся павод­ка и нашес­твия волков

Похожие материалы

12 февраля Общество

Беседа с пси­хо­ло­гом: «Мы с мамой так решили…»

11 февраля Общество

Алек­сандр Цыбуль­ский рас­ска­зал доль­щи­кам севе­род­винско­го ЖК «Парк», когда они полу­чат квартиры

11 февраля Общество

В Архан­гель­ске вспо­мина­ют Нико­лая Дмит­ри­еви­ча Парфёнова

11 февраля Общество

Дирек­тор Севе­род­винско­го дома-ин­терна­та: «Глав­ное – это обще­ние с родст­вен­ника­ми…»

10 февраля Общество

Уни­каль­ное суд­но. На рыб­ном трау­лере «Барен­цево море» под­няли госу­дарст­вен­ный флаг

4 февраля Общество

В Архан­гель­ске жен­щину с ребён­ком-ин­вали­дом, живу­щих в ава­рий­ном доме, сняли с оче­реди на жильё

3 февраля Общество

«Квар­тал мол­чать не будет»: в Архан­гель­ске жите­ли сго­рев­ших домов в пере­ул­ке Вод­ни­ков тре­бу­ют спра­вед­лив­ос­ти

28 января Общество

Жере­бя­там мезен­ской породы подари­ли новую жизнь

27 января Общество

Роди­на Ломо­носо­ва: жить с ком­форт­ом, празд­но­вать – с душой

26 января Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 27 января

22 января Общество

Вла­ди­мир Була­тов: как хули­ган стал рек­то­ром круп­нейше­го уни­вер­сите­та Архан­гель­ской области

21 января Общество

Боль­шие планы малень­кой Лизы

19 января Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 20 января