21.02.2019 17:28

Провокация скандала

Информация о решении ФАС широко разошлась не только по федеральным, но и мировым каналам информации. К сожалению, в абсолютно неправильной трактовке

«Правда Севера» продолжает «рекламную» тему, так взволновавшую читателей

Вавгусте 2018 года управление ФАС России по Архангельской области признало оскорбительной рекламу с изображениями полуобнажённых женщин, содержащую слоган «У нас маленькие цены и много комплексов». Члены экспертного совета посчитали, что данная реклама содержит оскорбительный образ в отношении женского пола. В итоге, билборды со скандальной рекламой исчезли с улиц Архангельска, а на инициаторов рекламы был наложен штраф.

Ольга Бобрецова– По сути, эту рекламу признали сексистской, – говорит Ольга Бобрецова, автор жалобы в антимонопольный комитет, директор региональной автономной некоммерческой организации поддержки инициатив «Новый взгляд». – Но по федеральным каналам тогда прошла информация о том, что в Архангельске управление ФАС признало маленькую грудь физическим недостатком. Это абсолютно неправильная трактовка.

– В чём была суть вашего обращения?

– В том, что подобная реклама является оскорбительной. И в том, что к человеческому телу вообще нельзя применять какие‑либо стандарты. Мы все разные, нас семь миллиардов на этой планете. У нас разный цвет кожи, разрез глаз, разный рост, вес. Подходить к человеку с определённым шаблоном недопустимо.

– Вы обратились в ФАС как физическое лицо?

– Да, я написала заявление как житель города Архангельска. Но решение о том, чтобы написать обращение, было принято на общем собрании нашей некоммерческой организации. Подобные заявления, к слову, в антимонопольный комитет поступают по всей стране. Так, например, насколько мне известно, конгресс женщин Кольского полуострова был возмущён, когда на улицах Мурманска появилась двусмысленная реклама банковских услуг: «Даём всем», где также эксплуатировалось полуобнажённое женское тело. В результате массовых обращений мурманчан скандальную рекламу запретили. Но, что касается нашей архангельской истории, рекламные эксперименты «на грани», к сожалению, продолжаются.

– На такую рекламу остро реагируют и читатели «Правды Севера».

– Я вполне понимаю возмущение жителей, которые, к примеру, «спущенные штаны» восприняли как унижение. Подобная провокация, а речь именно о провокации, держится на «чёрных» стереотипах, которые когда‑то были внедрены в общественное сознание. Допустим, недавний пример, опять же связанный с рынком недвижимости в Архангельске: «Дешевле купить, чем снять». Речь о покупке квартиры, но рядом с броским слоганом изображена женщина, раздевающая блузку.

Что происходит в подсознании потребителя такой рекламы? Объективация. Женщина постепенно перестаёт восприниматься как субъект, который имеет право на чувства, переживания, на собственное я. Задаётся шаблон, при котором женщина воспринимается только как сексуальный объект.

Существует взаимосвязь между укоренением такого восприятия и ростом насилия. Например, когда мы проводили тренинги с молодыми людьми, если взять один из последних наших проектов по поводу предотвращения насилия на стадии свиданий, то столкнулись с «мужской» трактовкой женского отказа: «Если женщина говорит «нет», то она имеет в виду «да». Или ещё стереотип: «Я её кормил, поил, я её и «танцевать» буду». То есть личность женщины принижается. Мол, если согласилась со мной в ресторан идти, то значит, априори согласна со мной и в постель лечь. «Женщину легко снять». «Она доступная» – это тоже вкручивает в подсознание реклама с билбордов. Но формирование пренебрежительного отношения, когда в головы потребителей вдалбливается, что унижать другого нормально – это форма насилия.

– Особенность уличной рекламы ещё и в том, что она навязчивая. То есть от неё в прямом смысле не скрыться.

– Согласна. Реклама обращена к потребителям любого возраста напрямую. И хотя по закону в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии и так далее, рекламные «специалисты» сознательно идут на нарушение этих норм и правил.

Особенно часто разыгрывается тема сексуальности. А любые слоганы, намёки, образы, которые связаны с сексуальностью – это взывание к нашим инстинктам. Тут расчёт на то, что на «это» всегда обратят внимание. Но подобный ход, на мой взгляд, ничто иное, как пропаганда пошлости.

– Проблема в том, что здесь ведь ещё и очень тонкая грань. Субъективно-оценочный характер основан на индивидуальном восприятии информации. Возможно, для кого‑то образ, подобранный рекламщиками, – такая «эстетика», а для кого‑то – абсолютно не допустимо.

– Для этого и существуют экспертные советы. Это, кстати, тоже прописано в законе о рекламе: для признания рекламы неэтичной достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих подобную рекламу как неэтичную. Именно экспертный совет при Архангельском УФАС России рассматривал моё обращение. Был проведён опрос общественного мнения на сайте управления. Любой желающий мог высказаться.

– И каков, кстати, был результат опроса?

– Девять против, а 23 голоса поддержали меня. И я искренне порадовалась, что другие жители Архангельска встали на мою сторону и высказали своё мнение.

Ведь если мы хотим добиться каких‑то изменений, то не надо бояться проявлять свою гражданскую позицию. Не нравится, как обслуживают в городском транспорте – обращайтесь к поставщику транспортных услуг. Не нравится, как обслужили в магазине – требуйте жалобную книгу. Не молчите! Думаю, что подобное правило должно действовать во всех сферах нашей жизни.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ