06.12.2016 10:16

Про наш нескучный край

За девять месяцев Архангельскую область посетило 260 тысяч туристов из разных регионов и стран. А 730 тысяч человек воспользовались региональными экскурсионными программами
Фото Николая Гернета

Об итогах года уходящего мы поговорили с заместителем министра – начальником управления развития туризма регионального министерства культуры Светланой Зеновской.

Светлана Зеновская, начальник управления развития туризма регионального министерства культуры – Светлана Вячеславовна, можно нарисовать портрет туриста, посещающего нашу область?

– Мы опросили туроператоров и выяснили, что портрет среднего российского туриста, который к нам едет, выглядит так: это житель Москвы или средней полосы старше 30 лет, который путешествует, как правило, с семьёй на поезде, реже на автомобиле и самостоятельно бронирует средства размещения.

– Что этому туристу надо от туроператора?

– Раньше туроператоры продавали пакетные туры, а сейчас к турбизнесу гости в основном обращаются за экскурсионным сопровождением. Причём, очень выборочно.

– То есть турбизнес должен подстраиваться под своего гостя, если хочет быть успешным?

– Естественно, бизнес следует за конъюнктурой, а кто не хочет меняться – уходит с рынка. За 11 месяцев нынешнего года построено 38 объектов туристской инфраструктуры – столько же, сколько за весь прошлый год. Среди них – гостиницы, хостелы, базы отдыха и рыбной ловли, гостевые дома и семейно-развлекательные и культурно-музейные центры.

– Где больше всего строят?

– Строят в Архангельске, Мезенском, Приморском, Устьянском, Плесецком, Красноборском, Коношском районах. В рамках проекта туристско-рекреационного кластера «Беломорский» в Архангельске завершается возведение современного гостиничного комплекса «Новотель-Архангельск».

– Что сегодня наиболее востребовано туристами в нашей области?

– Основные точки притяжения для туристов остаются прежними – это «7 чудес Архангельской области». Одно из востребованных направлений у архангельских туроператоров – село Ломоносово. Туристы очень хотят посетить музей и родину великого русского учёного. Неизменно устойчивый интерес к Соловецкому архипелагу, Архангельску и находящемуся в 20 километрах от областного центра крупнейшему в России музею деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Гостям интересны города-музеи под открытым небом – Каргополь и Сольвычегодск, – Пинежские пещеры, где самые многочисленные карстовые гроты в Европе. Со сменой собственника на турбазе в Голубино мы наблюдаем очень активное развитие туркомплекса.

В летний сезон давно стали туристской меккой Онежское взморье и Кий-остров. Уже в феврале большинство турпакетов на мини-архипелаг в Белом море распродано.

– Наверное, туристов трудно удивить чем‑то новым. Это удаётся?

– Сегодня в области насчитывается около 70 маршрутов, которые сформировали 22 региональных туроператора. В их арсенале появились новые турпрограммы и экскурсии.

При взаимодействии с филиалом Росморпорта и турбизнесом разработан ледокольный тур «Архангельск – ворота Арктики», включающий, помимо осмотра традиционных достопримечательностей города, экспедиционную программу на ледоколах «Диксон», «Капитан Чадаев», «Капитан Евдокимов», осуществляющих ледокольную проводку морских судов в пределах акватории порта Архангельск по реке Северная Двина. Интерес к арктической экзотике уже проявили в Китае: первую группу из Поднебесной ожидают этой зимой.

В 2016 году отмечен большой интерес к круизным программам с посещением Архангельской области, которые в основном реализуются в Арктической зоне.

Этим летом российскими туроператорами на теплоходах класса «река-море» организовано более 20 круизов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары. По предварительным оценкам количество участников речных круизов составило около трёх тысяч человек. Это значительно больше, чем в предыдущие годы.

Кроме того, состоялось восемь судозаходов иностранных круизных судов в район Белого моря – по четыре в Архангельск и на Соловецкий архипелаг. С достопримечательностями Северного края познакомились около 2,5 тысячи туристов из 28 стран мира.

За пять лет существования национального парка «Русская Арктика» его территорию посетили представители 68 стран мира. Только в этом году парк принял 954 посетителя из девяти международных круизов: двух круизов по Севморпути; пяти – на Северный полюс; двух – Шпицберген – Земля Франца-Иосифа.

– Чем берёт туриста архангельская глубинка?

– Среди приоритетных направлений в 2016 году можно выделить сельский туризм. Регион входит в число лидеров по темпам его развития на Северо-Западе России. Одна треть предпринимателей в сфере регионального туризма работает именно в сельской местности.

В конце мая при поддержке федерального агентства по туризму впервые в Архангельской области состоялся международный форум «Гостеприимство на сельских территориях». 230 специалистов сферы туризма из 15 регионов России, трёх зарубежных стран и 18 муниципальных образований нашего края собрались в Устьянском районе.

Благодаря соглашению о сотрудничестве между региональным министерством культуры и федеральным центром сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК началась стандартизация сельских гостевых домов. Совместно с бизнесом на местах мы отрабатываем нормативные документы, благодаря чему они становятся более реалистичными.

Национальным фондом подготовки кадров в области реализуются два проекта – «Энергия успеха» и «Сила творчества». Эксперты работают с представителями народно-художественных промыслов: обучают и выводят этот бизнес на новый уровень.

– Сейчас многие туристы во всём мире хотят не только посмотреть красоты или исторические памятники, но и попробовать местную еду. Такое явление как гастрономический туризм у нас присутствует?

– Главным трендом в сельском туризме в регионе сегодня является как раз развитие гастрономического туризма, чему на форуме в Устьянах было посвящено много внимания. В этом году разработана карта гастрономических брендов Архангельской области, которая в будущем должна стать основой в продвижении сельских территорий.

Занимается этим направлением и региональная сеть туристско-информационных центров. На сегодня их 13. На следующий год разработан план по взаимодействию с ресторанным бизнесом и внесению в меню блюд местных кухонь.

– У многих районов есть свои сказочные или исторические персонажи. Насколько они помогают привлекать туристов?

– С каждым годом в области всё большее развитие получает событийный туризм. Для того чтобы сделать туризм массовым, в районах активно разрабатывают бренды собственных территорий. Мы видим всё больше сказочных персонажей, ярких торговых марок, самобытных турпродуктов.

Современные технологии по созданию дополнительных туристических потоков мы планируем внедрять и в работе гостиничного бизнеса. Новые маршруты появятся в развитии детско-юношеского познавательного и образовательного туризма.

Рассказать о всех перспективных направлениях в рамках одного интервью просто невозможно. Познакомиться с ними мы приглашаем на наши информационные ресурсы.

В 2016 году выпущены электронные весенние и летние каталоги по пакетным программам туроператоров и экскурсионным программам для взрослых и детских организованных групп. Для городских туристов, которые любят индивидуальный отдых, разработан новый сезонный сайт ЛЕТО29.РФ

Одно путешественникам можно сказать точно: скучно им в Архангельской области не будет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовал Виктор КОВАЛЬ