Президент страны дал поручение до 10 июня 2016 года провести анализ бизнес-моделей по передаче частным компаниям транспортных и других услуг для неотложной медицинской помощи.
Поручения даны Минздраву и Минэкономразвитию. Об этом сообщается на сайте Кремля.
По данным минздрава, в этом году на обновление парка машин «скорой помощи» понадобится не менее 3,5 миллиарда рублей. Деньги из Резервного фонда выделены. Но сумма может увеличиться и до 5 миллиардов рублей. И этого тоже мало. Каждый год парк «скорых» необходимо обновлять хотя бы на 20 процентов, но регионам закупку медицинских машин не потянуть. Тысяча новых авто с современным оборудованием обходится в три миллиарда рублей. Пишет журналист "Российской газеты" Татьяна Зыкова.
Круглосуточно на выездах работают 15 тысяч авто. 10 тысяч автомобилей с выработанными сроками, то есть им более пяти лет. Это 70 процентов медтранспорта. Если не обновить парк в ближайшие пару лет, есть риск, что они начнут выходить из строя. На обновление таким образом потребуется 30 миллиардов рублей.
"Российская газета" предлагает три пути решения проблемы.
Первый - ездить на старых машинах, латать и снова ездить. Такой практики сегодня пока придерживаются в большинстве регионов.
Второй - покупать новые автомобили за бюджетные деньги.
Третий - частно-государственное партнерство, то есть привлечение бизнеса через услугу аутсорсинга (аренды). Для населения в рамках системы обязательного медицинского страхования вызов «скорой» в любом случае остается бесплатным.
Опыт третьего пути у нас тоже есть. 10 регионов, среди которых Пермский край, Ульяновская, Архангельская, Вологодская области, несколько лет работают по принципу аутсорсинга, передавая транспортные услуги «скорых» предпринимателям. В Ульяновске и Пермском крае в эксплуатации находится 110 частных авто. В остальных регионах действуют еще 500 машин.
Суть одна: вместо покупки новых машин станции скорой помощи арендуют их у частной компании. Это обходится в десять раз дешевле. То есть можно «поставить в строй» в десять раз больше новых авто. И не заботиться о зарплатах водителям, бензине, ремонтах и страховках.
Но необходимо предусмотреть и меры ответственности за нарушение требований, предъявляемых к оказанию такой помощи, а также к автомобилям скорой медицинской помощи в случаях передачи функций «извозчика» негосударственным организациям. Предстоит определиться и с санкциями при нарушении контрактов: штрафы и возмещение бизнесом убытков в сумме претензий.
Автор статьи называет и минусы аутсорсинга. Они связаны с риском банкротства компаний и завышения арендных расценок. Тут вся бюджетная экономия может пойти прахом. Нужна конкуренция. Получится?
На сегодняшний день в России прослеживается явная тенденция становления сферы здравоохранения на «рельсы» частного бизнеса. Государство дает возможность частным медицинским учреждениям участвовать в системе обязательного медицинского страхования. Таким образом, коммерческая медицина получает прямую финансовую поддержку от государства и может развиваться более активно.