03.06.2017 17:16

Василий Матонин: «Все будет, как надо...»

По дороге на Святую гору
По дороге на Святую гору
По дороге на Святую гору
По дороге на Святую гору
По дороге на Святую гору
Вид со Святой горы

Василий Николаевич Матонин, доктор культурологии, вернулся из паломнической поездки на Афон. Он зашел в редакцию поделиться впечатлениями, но мы не могли удержаться и записали их.

Конечно, пройдет время, и Василий Николаевич осмыслит эту поезду и напишет свои путевые заметки. Но  сейчас пока воспоминания еще  очень живы, полны  энергии, спешим поделиться ими и с читателями:

«Удивительное ощущение покоя и радости. Отсутствие тревоги. Вот, как только  ступил на Афон, ощутил, что я здесь под покровом, и мне торопиться некуда.  И беспокоиться не за что. Люди еще по инерции суетились.  Но это уже не требовалось. Я знал, что все решится само собой и будет, как надо.

Я отправился в Ватопедский монастырь, к которому приписан бывший Русский Свято-Андреевский скит. Архив скита вывезен в Ватопед.

Отец Прохор иеромонах, который исповедует русских паломников — он когда-то подвизался в Антониево - Сийском и  Веркальском монастыре говорит: «Василий Николаевич, посмотри архив». И я с послушником  Вячеславом, у которого два  богословских образования,  стали разбирать архив скита. Надо было его описать, и мы такую пространную опись составили... 

Встретил  Сергея Егорова  - нашего мастера - иконописца, который расписывал  Успенский собор в Архангельске.  Сейчас он  расписывает зал для заседаний Русского Свято-Андреевского Ватопедского монастыря. Очень красиво!

У них вера живая. Прошлое не является чем-то умозрительным по отношению к настоящему. «У нас тут как-то масло закончилось. Но по молитве сосуды стали наполняться. И масло лилось пока все сосуды не наполнились».

Была удивительная тишина.  Тишина в таком духовном смысле.  Мне дали  келью. Печечка стоит, вид  из окна на кипарисы и море. Там живут по византийскому времени, служба начинается в четыре утра.  Соловьи поют...

Шел крестный ход с иконой Ватопедской Божьей Матери.  Отец Прохор говорит: «Тебе надо хоть немного икону понести. Любое желание сбудется». И так меня - ближе, ближе к  иконе.  И я ее понес. И все желания у меня  тут же  пропали. Но Господь видит, какое желание  может исполнится, а какое нет.

Когда поднимался на Святую гору, надо  было две палки. Эти две палки мне дали какие-то англичане. У меня появлялось все, что мне было необходимо. Я не хотел брать еду из монастыря, мне чуть ли не силой брынзу положили, хлеб. «Пусть будет!»  Все пригодилось. Идешь, сядешь, помолишься, дальше идешь, перебираешь имена — живых, усопших. Потом сядешь,  что-то съешь,  пофотографируешь.  Сел — стихи пописал...  Иду — читаю Исусову молитву. И чувствую —  так легко стало идти.  Чем выше, тем легче. Надо же... А потом смотрю — у меня чего-то не хватает.  Кофра нет!  А там все — и фотоаппарат, и диктофон, и  паспорт, и все документы, и деньги, и билеты.  Ну, я рюкзак отбросил и поскакал вниз.  А тропинки раздваиваются, я уже не помню по какой  шел.  Пробежал — нигде нет.  Слышу -  копыта цокают.  Из-за поворота появляется мул, а на муле сидит албанец.  Говорит мне: «Христос анести!» К его мулу привязаны еще три,  они везут поклажу тех, то поднимается на гору. И лицо погонщика очень спокойное,  как и у тех, кого он погоняет.  Я говорю: «Фотоаппарат потерял...»  Он будто век занимается тем, что раздает фотоаппараты,  передает на ходу  мне мой кофр. Кофр - нараспашку, но ничего не выпало, ничего не утрачено.

Кто-то крикнул: «Смотри — нашим фотоаппаратом фотографирует!»  Паломники мне рассказали: «Идем, видим — фотоаппарат лежит.  Посмотрели, а  там деньги, документы, билет. Думали, что  нам делать — взять с собой или оставить?  Решили оставить — вдруг человек вернется, а мы унесем, а с ним не встретимся».  И вот идут, смотрят, а  «ихним» фотоаппаратом уже фотографируют!

Дошел до скита на Панагии, это недалеко от вершины. Иду, ковыляю. Монах увидел меня - в колокол позвонил, чтобы я знал куда идти. Говорит: «Ну, садись...» Покоробило меня — как-то так по-панибратски. А потом говорит: «Снимай кроссовки, носки. Засучи штанины. Ноги вытяни». Взял полторалитровую бутылку  воды. Полил, одну ногу: «А сейчас растирай». Потом  другую. «Теперь лучше?»  «Лучше!»

Это - русский монах из русского Свято - Пантелеймова монастыря. Его зовут Павел, бывший детдомовец, двухметрового роста. Выходит на террасу каменного здания, к которому примыкает небольшая церковь, и поет: «Широка страна моя родная...» И все.  Только одну фразу.  Электричества нет. Он все время греет самовар, а дров тоже  нет. Греет шишками. И всем паломникам говорит - кого встретите, скажите, чтобы собирали шишки. Закипел самовар. Говорит мне: «Только полчашки наливай, чтоб всем хватило. А ешь, что увидишь».

Спускаюсь с горы. Спускаться труднее. Ноги уже не идут.

Встретил героического  дедушку девяностолетнего, который по обету  поднялся на Афон. Он спускался с горы уже 12 часов. Говорит, что когда становится  совсем тяжело вспоминает  Маресьева, а еще своего  отца, который всю войну прошел. Сам он тоже воевал...

Дошел я  до некого отца  Гавриила, который живет в скиту недалеко от моря. Он меня посадил, принес рюмочку ракии на подносе, стакан воды, рахат лукум. Спрашиваю — когда катер?  Оказывается, через 45 минут.  Он позвонил и зарезервировал мне место. Ждать 45 минут, а море рядом, можно не спешить. Я долго собирался, прощался.  Отправился минут за 35.  Спускаюсь  трудно,  иду-иду,  иду-иду, а спуск никак не кончается. Когда же?!  На моих глазах пришел катер.  Я побежал.  Ног у меня не было, но я как-то бежал.  На моих глазах катер отошел...  Я спустился, сел на берегу и понял, что двинуться  больше не могу.  Сижу. Увидел албанских погонщиков мулов, они угостили меня пирогом, водой.  Но сказали, что до завтрашнего дня ничего не будет.  И на верх я уже подняться не мог. До этого  я чувствовал себя под покровом, а тут случилось то, что всё разрушило.  Может есть в этом  какой-то промысел?

Приходит  катер, там группа русских паломников.  На мула сгрузили рюкзаки, мой тоже взяли. Без поклажи  поднимаюсь обратно наверх.  К  тому же  отцу Гаврилу.  Как к Архангелу. Он посмеялся, но повторил - рюмочку ракии и рахат лукум.

Нас покормили. Сказали, что есть возможность приложиться к стопе Святой Анны.  И встретиться с почитаемым  старцем Янисом, который редко к людям выходит. Пошли — примет - не примет?  Принял. Старец— ветхий, руки холодные, натруженные. В карманах порылся - дал нам по карамельке «Лимончик» . С нами — бывший десантник, воевал в Афганистане. Он все время говорит шутками-прибаутками. К старцу по очереди  подходят за советом, благословением. Старец говорит: «Смерть у каждого за спиной стоит... »  Десантник вдруг отвечает: «У вас за спиной стоит, а я ее в глаза видел».  Старец: «Я три  страшных войны пережил...»  Десантник: «Вы пережили, а я участвовал». 

Должен подойти катер. Ждем. Мест мало, всем не хватит. Кого взять  - решает гид.  Подходит тот самый героический дед, пришедший на Афон по обету:  «Меня возьмите!»  Гид говорит — «Нет!»  По берегу бродят кошки  - голодные, худющие. Одна подходит к гиду, просит  поесть. Он кидает ее в море. И вторую тоже. Кошки выплывают, облизываются.  Приходит катер. Но гида он не берет. Дедушка говорит:  «Бог все видит:.»


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала Светлана ЛОЙЧЕНКО