Испытание книгой

12 октября 10:28 Из газеты
Николай Александров
Николай Александров

Николай Александров, известный критик, телеведущий, писатель и журналист, побывал в Архангельске во время торжеств, посвящённых 185‑летию библиотеки имени Добролюбова

Зрителю Николай Александров известен по передачам «Порядок слов» и «Разночтения» на телеканале «Культура», радиослушателям – по программам «Радиодетали» и «Книжечки» в эфире «Эха Москвы». Он автор востребованных книг, связанных с литературой, преподаватель Российского государственного гуманитарного университета.

В Архангельске, в библиотеке имени Добролюбова Николай Александров прочитал лекцию об особенностях современной литературы, принимал участие в дискуссиях о том, какой должна быть современная библиотека. А также дал интервью нашей газете.

– Николай Дмитриевич, если вы приехали в Архангельск, значит, посчитали, что это важно для вас. Почему?

— Такие поездки – это часть моей работы. Я довольно много езжу, побывал во многих городах. Мне важно знакомиться с библиотеками, важны встречи с людьми, важен разговор о книгах, особенно о тех, которые не доходят в регионы. Что касается Архангельска, то у меня много самых разных впечатлений, связанных с Поморьем, с Белым морем в частности. Я сюда уже приезжал, многие места люблю, во многие возвращался, как, например, на Пинегу. А на Белое море я езжу практически каждый год.

– Одну сельскую библиотеку, в которой недавно побывали, вы назвали «трогательной». А какой образ вызывает у вас наша областная библиотека имени Добролюбова?

— Библиотека, как мне кажется, для тех кто сюда приходит – это дом. Если говорить о первом впечатлении – она вполне привлекательна.

– Не кажется ли вам, что сейчас идёт некая волна – читать становится снова модно и престижно. Это касается и молодёжи. Или всё же это пока не тенденция?

— Я думаю, как это ни странно, люди сегодня стали читать больше, чем раньше, тем более что они всё время сидят в социальных сетях, всё время что‑то пишут друг другу.

– И это тоже чтение, пусть и другого порядка…

— Да, конечно. И таким образом человек приучается к печатному тексту, он у него не вызывает отторжения. А то, о чём вы сказали… Не знаю, насколько это серьёзная тенденция. Но в силу того, что книга отделилась от другого чтения, и книга ассоциируется не просто с развлечением, то изменилось и само представление о человеке, который держит книгу в руках.

– Он более значимый и привлекательный?

— Трудно сказать, насколько он привлекательный, может, он вызывает отторжение у кого‑то, но книга становится не только атрибутом школьника или студента, но и человека, который стремится к знанию и пониманию. И это вызывает чуть больше уважения.

– На форсайт-сессии в Добролюбовке шло обсуждение того, какие библиотеки нужны обществу. Мне подумалось – у современной библиотеки и так очень много различных функций, ролей, обязательств. Но, может, одна из самых важных – это, когда библиотека может стать убежищем, где можно перевести дух от бесконечного бега, что‑то осмыслить, просто посозерцать… Других мест и не осталось уже.

— Отчасти, может быть, вы и правы. Если мы вспомним, где в Европе появились первые библиотеки, если не будем брать Античность, – это университеты. А если обратимся к России, то это монастыри. Монастырь связывался с библиотекой и с книгой. Более того, покровитель переводчиков – святой Иероним, он известен тем, что перевёл библейские тексты на латынь, он изображается над книгой. Книжность связана со знанием, с медитацией и религией тоже. Представление о книге как о предмете сакральном – оно отчасти остаётся до сих пор.

– Видимо, важно, чтобы и библиотека, прежде всего, так себя позиционировала…

— Но здесь многое зависит не столько от самой библиотеки, сколько от личности библиотекаря. Мы же помним, какие личности работали в библиотеках. Например, Николай Фёдоров (русский философ и мыслитель. – Прим. ред.) с его необычными идеями, работавший в Румянцевской библиотеке. Или Борхес (известный аргентинский прозаик, поэт и публицист. – Прим. ред.) – а всё его творчество построено на книжном знании. И с образом библиотекаря у нас связывается представление о знании и мудрости. В этом смысле – не просто учитель, не просто преподаватель, а книжник! Он существует в библиотеке и может повести человека по тому пути, который ему абсолютно неизвестен, о существовании которого он и не подозревал. И чем живее будет библиотека, а она оживляется не только книгами, но и людьми, тем она будет привлекательнее. Раньше существовали библиофильские кружки, они же могут быть самыми разными и сегодня.

– Можно сказать, что в нашей библиотеке уже есть подобный кружок, который называется «Вкус чтения с Добролюбовкой», а также есть и одноимённая рубрика в нашей газете. И к современным книгам, которые представляют сотрудники библиотеки, признаться, самостоятельно нескоро бы добрался или не добрался бы вовсе…

— Да, я знаю об этой работе, и она хороший пример того, о чём мы говорили.

– Как‑то вы сказали, что западные писатели более образованные, чем наши. Что вы имели в виду?

— Речь идёт о том, что на Западе писатель понимает, что писательство – это профессия. Это не миссия, не призвание, а дело, которое требует определённого профессионального подхода.

– А у нас часто писательство как раз – прозрение…

— Совершенно верно. Человеку кажется, если в нём появились такие важные и удивительные мысли, то он обеспечил себе успех или, во всяком случае, право, чтобы его услышали. А вот школа чувствуется в меньшей степени. Писательство – это же труд. Это в любом случае труд. Для того чтобы написать роман, даже если его пишет последний графоман, нужно довольно много времени. И это трудно – просто усидеть и просто написать. Но труд – это не просто время, потраченное за листом бумаги, он включает в себя понятие определённого профессионализма – компоновки текста, представления, как выстраивается сюжет, и так далее. То, что делает какую‑то вещь произведением искусства. И это отличает писателя-профессионала от того человека, который решил посвятить себя, в том числе, написанию художественного произведения. Даже если это получается талантливо.

– Как это можно видеть в соцсетях или блогах – бывает, что люди там пишут очень интересно и талантливо.

— Да, в этом смысле проверка книгой очень важна, мы по себе знаем этот эффект – текст, написанный в рукописи, отличается от напечатанного. И бывает обидно, когда первоначальный текст представлялся замечательным и гениальным, вдруг при своём окончательном воплощении производит впечатление недоделанности, каких‑то внутренних ошибок. Это пример непрофессионально сделанной работы.

– Насколько интересны вам литературные процессы, которые проходят в Архангельской области?

— Если говорить об Архангельской области, то мне интересны, скорее всего, 20–30 годы прошлого века с пока ещё мощной фольклорной энергией. Когда я учился на филфаке, все фольклорные экспедиции отправлялись в Архангельскую область. И тот мощный заряд народного творчества, который тут существует, он, конечно, удивительный. Шергин до сих пор остаётся главным автором, которого я очень люблю. Жаль, что рядом не появляется сопоставимых величин.

– А Владимир Личутин, если говорить о современниках?

— Личутин – безусловно, я согласен.

– Николай Дмитриевич, вы продолжаете заниматься журналистикой. Какие вы видите перспективы в нашей профессии?

— Могут измениться форматы и носители, но сама журналистская история останется актуальной. Думаю, останутся востребованными длинные журналистские репортажи, исследования каких‑то проблем. Репортёрство никуда не денется и не исчезнет.

– Знаю, что у вас с 9 октября на канале Общественного телевидения России начинается новый цикл передач. Представьте его, пожалуйста.

— Это цикл, который будет состоять из 12 программ, называется он «Книжное измерение». Это попытка посмотреть на книгу с самых разных точек зрения, а она в нашей жизни существует в самых разных ипостасях – книга как продукт, как товар, как эстетический объект, как памятник культуры. Книга – это библиотеки, коллекции, издательства, художники, редакции, магазины. Этим темам и будет посвящён этот цикл. И главный герой – книга…

_____________________________________

«У вас самая смелая библиотека!»

Библиотека имени Добролюбова отметила свой 185‑й день рождения, пригласив для участия в нем известных специалистов и экспертов в библиотечном деле

Торжества стали поводом для многочисленных серьезных встреч, дискуссий, обсуждений различных проблем, связанных с библиотечным делом и чтением. Одним из самых важных событий стала форсайт-сессия, тема которой была обозначена следующим образом: «Такие библиотеки нужны обществу».

Вот как о её важности говорили участники сессии.

Любовь Казаченкова, главный редактор журнала «Современная библиотека»:

— Проведение форсайт-сессии на эту тему – очень смелый и отчаянный шаг. Это первая подобная сессия в нашей стране. Особенность её в том, что к разговору приглашены не только сотрудники библиотек, но и представители общества. Это очень важно для понимания того, как будет развиваться библиотечное дело в нашей стране.

В этом году Россию посетила Глория Перес-Сальмерон, президент Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений – ИФЛА. Она считает, что мировое библиотечное сообщество способствует достижению целей устойчивого развития общества по программе, принятой ООН до 2030 года. И разговор на эту тему шел и в библиотеке имени Добролюбова. Безусловно, он будет осмыслен, он очень важен как для библиотечного сообщества, так и для общества в целом. У вас самая смелая библиотека!

Ирина Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации:

— Вы считаете библиотеку Добролюбова лидером библиотечного дела в вашем регионе. Но я скажу больше – она лидер библиотечного дела в стране. Наши дискуссии здесь были очень интересны и важны. Мы говорили о том, какой должна быть библиотека. Что от неё сейчас ожидает общество.

Но ещё раньше мы провели опрос среди молодёжи и спросили: какие ощущения у них вызывает библиотека? Ответы были такие – это место встречи с друзьями, место, где умнеешь, место, где чувствуешь себя в безопасности, где покидают тревоги, где покой и уют.

Я бы хотела ещё добавить – это место, куда тянет и куда хочется приходить по любому поводу и без повода тоже. Такой должна быть библиотека.

Что касается сельской библиотеки, то там каждый житель должен чувствовать – это его личная библиотека. В начале 2000-х мы провели модернизацию 76 сельских библиотек по всей стране. Больше всего меня поразило отношение к своей библиотеке в селе Ерцево – там её собирали сами жители, и конечно, к такой библиотеке совсем другое отношение.

Барбара Лизон, директор городской библиотеки города Бремен (Германия), член правления Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений – ИФЛА:

— Для меня было важно участвовать в дискуссиях, которые прошли в библиотеке имени Добролюбова. Конечно, у нас есть свои особенности библиотечного дела. Сейчас в Германии живет много представителей других культур, и задача библиотеки – помочь им стать членами нашего государства.

В последнее время появилось такое понятие как постправда, или фейковая информация. И людям бывает трудно самостоятельно разобраться в достоверности информации, понять, как они могут найти правду. Помочь им в этом – тоже задача библиотеки.

Каждого посетителя мы воспринимаем как гостя и рады ему. Но сейчас в Германии открываются библиотеки без персонала, конечно, они дают меньше возможностей, но посетитель вправе их выбрать и получить информацию самостоятельно. А ваш опыт нам, безусловно, важен, интересен и полезен.

_______________________________________________

взгляд из глубинки

«Когда в библиотеке свои тапочки»

У сельской библиотеки свои преимущества, иногда неожиданные

— На этот раз в Добролюбовке я увидела коллег, с которыми не встречалась лет двадцать, а то и больше, – говорит Валентина Борисова, член попечительского совета Устьянской районной библиотеки. – Такое общение для нас очень важно, но теперь, к сожалению, случается редко.

– Как живут сельские библиотеки?

— В основном на энтузиазме. Библиотекари ведь такие люди, что будут нести свою ношу, несмотря ни на что. Вот уж у кого ответственность!

– Самая большая проблема?

— Не обновляются книжные фонды, нет новых поступлений. А книга всё же должна быть в библиотеке главной. И современная, в том числе.

– Какие мысли после форсайт-сессии, посвященной будущему библиотек?

— Многое из того, что услышала, воспринималось как прекрасные мечты. И всё же смотреть в будущее надо и надо его прогнозировать. Послушать то, что говорили специалисты, было интересно, а уровень экспертов был очень высоким.

– Одна из проблем – в России практически не строят новых библиотек, в отличие от Запада. А в этом году в вашем районе построили. Как люди её восприняли?

— Для людей она не совсем привычна, слишком модерновая, что ли. Людям более понятна обычная библиотека.

– И что, не ходят?

— Как же не ходят! У каждого там есть свои тапочки, приходят, переобуваются, кто книги читает, кто чем‑нибудь занимается – там же и разные кружки работают. А ещё люди просто общаются…

– А может, это один из лучших форматов работы – библиотека со своими тапочками, действительно, своя, домашняя.

— Да, но такое преимущество может быть только у сельской библиотеки.

Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО Фото Артёма Келарева

Культура

14 декабря

В Архан­гель­ске высту­пит сын леген­дар­ной джа­зо­вой певи­цы Эллы Фицд­же­ральд

13 декабря

В «Малых Коре­лах» нача­ли устра­ивать тра­дици­он­ную зим­нюю забаву – ледо­вую карусель

12 декабря

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

10 декабря

В Архан­гель­ске завер­шился II Меж­дуна­род­ный фес­тиваль «Arctic Open»

10 декабря

В Архан­гель­ске откры­лась выставка авторс­кой куклы «Игра в четы­ре руки»

7 декабря

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

6 декабря

Пре­по­да­ва­тель кол­леджа куль­туры про­чтет в драм­те­ат­ре лек­цию об Архан­гель­ском ТЮЗе

6 декабря

В Архан­гель­ске уста­но­вят памят­ник Фёдо­ру Абрамову

5 декабря

Выставка авторск­их кукол откро­ет­ся 9 декаб­ря Архан­гель­ске

5 декабря

Лири­ку – в сторону!

4 декабря

В Архан­гель­ском теат­ре драмы пока­жут «Сказ­ку о царе Салтане»

4 декабря

В Архан­гель­ской области под­вели итоги «Года Пинежс­ко­го района»

4 декабря

Про букву с «клюшкой»

Похожие материалы

12 декабря Культура

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря Культура

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

7 декабря Культура

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

5 декабря Культура

Лири­ку – в сторону!

4 декабря Культура

Про букву с «клюшкой»

3 декабря Культура

Театр, кото­рый всег­да надо раз­гады­вать

3 декабря Культура

Путе­шест­во­вать по Архан­гель­ской области, не поки­дая Петербург

28 ноября Культура

«Arctic Open»: открыт всем

26 ноября Культура

Рас­ска­зать сказ­ку про баб­ку-пуч­ег­лазку?

14 ноября Культура

Архан­гель­ские дачи приз­наны прек­расным мес­том на Земле

12 ноября Культура

Из исто­рии исчез­нув­ших волостей

8 ноября Культура

В кон­курс­ной про­грамме фес­тива­ля Arctic open – 23 доку­мен­таль­ных фильма