Найти место во вселенной Абрамова

10 октября 2019 11:05 Из газеты
Фёдор Абрамов
Фёдор Абрамов

Проекты библиотечного сообщества, представленные в библиотеке имени Добролюбова, задают тон в подготовке столетнего юбилея писателя

Своя вселенная, в общем‑то, есть у каждого. Большая ли, маленькая, у кого‑то, может, скудная и невзрачная, малонаселённая. Погас человек, и она погасла. А оставить после себя вселенную, которая, как после большого взрыва, будет расширяться до бесконечности, такое дано очень немногим. Но также важно, чтобы было кому эту вселенную разглядеть, исследовать и увидеть в ней жизнь нескончаемую.

Об этом думала, рассматривая выставку, посвящённую столетию Фёдора Абрамова. В самом её начале – свободное место, где бы должен быть его портрет. И название: «Писатель, которого не хватает». Вселенная есть, всё в ней ладно, а центровой фигуры не достаёт.

«Семья»Впрочем, сам Абрамов никогда не считал себя центром вселенной, которую создал. Вокруг кого там всё должно вертеться? Хотите понять – посмотрите эту выставку в библиотеке имени Добролюбова. Она строгая и простая – в чёрно-белых тонах. Без излишеств – чтобы не мешали воспринимать главное.

Кто же главный, на ком держится весь этот огромный и многогранный абрамовский мир?

«Встаньте, люди! Русская крестьянка идёт. С восьмидесятилетним рабочим стажем. Да, да, да! На пятом году взяла тётка грабли в руки – да так до сих пор и не выпускает их.

Старухи плакали, рвали моё сердце слезами, жалобами и снова и снова заставляли меня оглядываться назад, на тот крестный путь, который они прошли».

«Русская женщина»Эти старухи, простые русские женщины, знать не знали, что они главные. Как не знали и многие из тех, кто считал их просто старухами, отжившими своё. А Фёдор Александрович поднял перед ними весь мир. И об этом как раз речь в разделе выставки, который называется «Русские женщины».

А читали ли вы небольшой рассказ Фёдора Абрамова «Франтик»? Признаться, я прочитала уже после того, как увидела цитату из этого произведения на этой же выставке в разделе «Семья». Она – ещё одна из составляющих вселенной Абрамова.

«И вот отец лёг на спину на эту солому – молодой, крепкий. Моложе меня тогда был. И мы легли. Мама с Марфенькой и с Ольгой с одного боку, а мы с Петром – с другого. И вместо подушек – папины руки. От стены до стены раскинул. На них, на эти раскинутые руки, мы и положили свои головы. И папа тогда сказал: «Ну, слава богу, опять мы вместе…»

«Родина»Если бы надо было в одном абзаце объяснить каким‑нибудь пришельцам, что такое семейные ценности, из всей мировой литературы стоило бы выбрать именно эту цитату. Её и выбрали сотрудники библиотеки имени Добролюбова. И попали в точку. Это и их совместное с Абрамовым послание потомкам – так умели ценить семью те, кто её терял, а потом находил путём величайших усилий.

Есть в абрамовской вселенной и место счастью. Что же такое счастье по‑абрамовски? Это – труд, работа. Кто‑то будет спорить? Значит, он из другой вселенной. Правда, не стоит верить тем, кто тружеников сейчас называет трудоголиками и призывает их лечить. Не раз слышала размышления по этому поводу современных психологов. Но нет в истории примера, чтобы труд кого‑то портил. Гулянка – да. Труд – нет. Если он, конечно, счастье. Как у героев Фёдора Абрамова.

«Как человек дом свой, бывало, строил? До того за день вымотается, что вечером сил нет на крыльцо подняться. Ползком вползал в избу. И всё равно – не наробился, всё равно, сказывают, каждый раз со слезами на глазах пенял богу: «Господи, зачем ты темень‑то эту на земле развёл? Пошто людям‑то досыта наробиться не дашь?»

Я в своём родном селе, которое находится за две тысячи километров от абрамовского Пекашино, слышала то же самое по смыслу, но по‑иному сказанное. Наши сельские бабы не раз говорили: «Господи, хорошо, что ночь придумал, а то на поле упали бы и не поднялись. А так хоть за ночь сил наберёмся…» Счастливы люди! Но они этого, скорее всего, сами не осознают. А Абрамов понял. И в слове к своему шестидесятилетию он так и сказал: «Работа – самое большое счастье».

Кроме названных, на выставке представлены ещё несколько разделов, которые лежат в основе абрамовского мироздания: «Природа», «Совесть», «Родина»… И подумалось, что такой подход к его творчеству самому Фёдору Александровичу пришёлся бы по душе. Как и оформляющие выставку строгие, тоже чёрно-белые рисунки Евгения Зимирева и раннего Дмитрия Трубина.

Выставку мы смотрим вместе с директором библиотеки имени Добролюбова Ольгой Стёпиной, говорим о том, как важно использовать нынешнюю дату для того, чтобы неспешно оглянуться и попытаться понять – для чего нам дан этот юбилей? Во всяком случае, это повод для того, чтобы перечитать произведения Абрамова и попытаться понять – что в них для нас самое главное? И идея воссоздать его вселенную – самая уместная.

Вообще‑то, это большой и очень серьёзный проект, посвящённый столетию писателя. Его авторы – члены Архангельской региональной общественной организации «Архангельское библиотечное общество». Проект выиграл президентский грант, а библиотека имени Добролюбова выступила его партнёром, и именно на её площадке представлены результаты работы сообщества.

Сама выставка – часть мультимедийного комплекса. В зале – большой экран, а рядом с ним сенсорный стол. Здесь можно проверить свои знания не только произведений Фёдора Абрамова, но и жизни своего края, что неотделимо одно от другого. Вопросы, на которые есть правильные ответы, и «ловушки» придумывали сотрудники библиотеки. Делали это любя и с юмором. А ещё здесь, рядом с цитатами из произведений Фёдора Абрамова представлены фотографии, на которых герои абрамовских произведений. Эти фотографии сотрудники библиотеки нашли в своих старых семейных альбомах. Их семьи тоже напрямую относятся к абрамовской вселенной. Поэтому получилось очень тепло и правдиво.

А ещё по всей стране, как в былые времена, почтой разлетелись специальные открытки с цитатами из прозы Абрамова. Акция называется «Расскажи миру об Абрамове», и рассылка открыток продолжится.

На сайте, который так и называется «Вселенная Фёдора Абрамова», собраны уникальные материалы, связанные с жизнью и творчеством Фёдора Абрамова. Это статьи, фотографии, письма, воспоминания. Весь материал обобщён, систематизирован и взаимосвязан. И получилась настоящая абрамовская энциклопедия.

В проект, посвящённый столетию Фёдора Абрамова, также входит всероссийская акция «Читаем Абрамова всей страной».Чтобы стать её участником, надо оставить отзыв о прочитанном произведении Фёдора Абрамова на сайте fedorabramov.ru. Количество прочитанных участниками страниц суммируется и отображается на счётчике на главной странице. Здесь также можно увидеть, где Абрамова читают больше всего – увы, это не Архангельская область, она на третьем месте – стоит поднажать, неловко как‑то.

Чего добиваются организаторы акции? Чтобы в преддверии столетнего юбилея писателя как можно больше людей взяли в руки его произведения. И задумались. О чём? Фёдор Александрович подскажет… Итоги акции будут подведены в день празднования юбилея и опубликованы на официальном сайте Архангельской областной научной библиотеки имени Добролюбова.

Но уже сейчас – какие там отклики! Оказывается, что у вселенной Абрамова нет границ не только в пространстве, но и во времени.

— Работать с творчеством такого большого писателя было непросто, тем более, какие‑то вещи мы делали впервые, а привычное хотелось сделать как‑то по‑новому, – на представлении проекта сказала Ольга Стёпина. – Мы буквально пропали во вселенной Фёдора Абрамова.

Это пример того, когда соединяются поиск, профессионализм и душевный порыв. И каждому даётся этот счастливый шанс – стать частью вселенной Абрамова и самому определить в ней своё место.

Светлана ЛОЙЧЕНКО. Рисунки Дмитрия Трубина и Евгения Зимирева

Культура

7 апреля

Смот­рите с нами! Чем занять­ся в Архан­гель­ской области во время карантина

7 апреля

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие в меж­дуна­род­ном поэти­чес­ком марафоне

7 апреля

В архан­гель­ском теат­ре драмы нача­лись «Коро­нави­рус­ные чтения»

4 апреля

В хоре её назы­вали матушкой

1 апреля

Смот­рите с нами!

31 марта

Волон­теры помо­гут Кено­зерс­ко­му нац­парку записать беседы с жите­лями запов­ед­ных тер­рито­рий

27 марта

Архан­гель­ский театр кукол пока­жет спек­такль «Они и Мы» в пря­мом эфире

26 марта

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

25 марта

В квар­тире Абрамо­вых пели Высоц­кий и Золотухин

25 марта

В свой про­фес­си­ональ­ный праз­дник работ­ники куль­туры получи­ли пре­мии и награды

23 марта

Музей «Малые Коре­лы» под­гото­вит новый интерьер крес­тья­нс­кого дома – военный

23 марта

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась премье­ра без зрителей

20 марта

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

20 марта

Как кине­мат­ог­раф­ис­ты в раз­ные вре­мена сни­мали фильмы про смер­тель­ные эпидемии

Похожие материалы

26 марта Культура

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

20 марта Культура

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

13 марта Культура

Архан­гельск Хрис­тофо­ра Розенк­но­пса

6 марта Культура

В Санкт-Пет­ер­бурге отмети­ли сотый день рож­де­ния Фёдо­ра Абрамова

4 марта Культура

Вер­кола: из одного колод­ца с Абрамовым

4 марта Культура

100 лет со дня рож­де­ния Фёдо­ра Абрамо­ва: возв­ра­ще­ние «Чис­той книги»

4 марта Культура

Север­ный хор пока­зал «Пинеж­ское метище»

28 февраля Культура

В Рос­сийс­кой наци­ональ­ной биб­ли­оте­ке в Санкт-Пет­ер­бурге нача­лись Дни Фёдо­ра Абрамова

28 февраля Культура

Фёдор Абра­мов: Пре­дос­тере­же­ние гря­ду­щим поколе­ни­ям

27 февраля Культура

К сто­ле­тию Абрамо­ва: «Не верь­те тому, что напи­сано на 409‑й стра­нице»…

27 февраля Культура

Стран­ник, кото­рый ста­нов­ит­ся бродягой

26 февраля Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва. «Это был праз­дник рус­ской культуры»