«Арктика» и авиаотряд: разбор полётов

29 мая 2019 9:19 Транспорт
До сих пор АН-2 остаётся одним из основных видов эксплуатируемой 2-м авиаотрядом лётной техники
До сих пор АН-2 остаётся одним из основных видов эксплуатируемой 2-м авиаотрядом лётной техники

Редакция «Правды Севера» попыталась разобраться в ситуации, сложившейся вокруг 2‑го Архангельского объединённого авиаотряда и создания новой авиакомпании

Одной из значимых новостей Арктического форума в Санкт-Петербурге стало подписание соглашения между Поморьем и НАО о создании новой авиакомпании. «Арктикой» её назвали не случайно, поскольку она должна обеспечить перелёты северян в комфортных условиях в Заполярье и на Северо-Западе. Согласно планам властей, авиакомпания может быть сформирована на базе 2‑го Архангельского и Нарьян-Марского объединённых авиаотрядов. Уровень комфорта пассажиров было решено поднимать за счёт отечественных реактивных самолётов СуперДжет: сейчас находящееся в собственности региона архангельское предприятие использует исключительно винтовые самолёты и вертолёты.

Заявили об опасениях

Через месяц после оглашения планов создания межрегиональной авиакомпании 2‑й Архангельский объединённый авиаотряд провёл митинг. Сколько профессиональных авиаторов собралось у Соловецкого камня, понять было непросто, поскольку по традиции на митинг подтянулись политики и их соратники, не упускающие возможность заработать электоральные очки на популистских лозунгах.

Но было бы неправильно списывать волну недовольства только на политиков. Профсоюзы и лётчики заявили о своих опасениях. Откуда на предприятии появятся деньги для создания инфраструктуры для эксплуатации и обслуживания СуперДжетов? Кто будет готовить персонал? Что будет с лётчиками после реорганизации? Зачем объединять авиакомпании? Очень много вопросов, связанных с СуперДжетом.

Владимир Заварухин– Отсутствует лётный и кабинный экипаж, технический персонал и техническая база, – заявил председатель профсоюза лётного состава 2‑го Архангельского авиаотряда Владимир Заварухин. – Для найма, обучения и подготовки специалистов, а также формирования инфраструктуры потребуются значительные финансовые вложения, что может негативно сказаться на финансовой устойчивости предприятия и, как следствие, привести к его банкротству.

Позже в Архангельском областном Собрании депутатов состоялся круглый стол, где гендиректор авиаотряда Юрий Давыдов и его коллеги вновь обозначили свою позицию. Представители предприятия говорят об отсутствии финансово-экономического обоснования проекта «Арктика» и опыта эксплуатации реактивных пассажирских самолётов. Сомневаются в рентабельности межрегиональных перевозок при сложившейся конкуренции со стороны других авиакомпаний.

«Никаких финансовых обременений»

За разъяснениями ситуации мы обратились к правительству Архангельской области и НАО. Как оказалось, пока речь идёт только о стратегическом планировании, а не конкретных действиях.

Министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов заявил, что никакой реорганизации 2‑го Архангельского объединённого авиаотряда не предполагается.

Вадим Кривов– Компания «Арктика», как планируется, будет чем‑то вроде отдельного подразделения при авиаотряде. За её финансовое обеспечение будут отвечать Архангельская область и НАО, и именно на средства двух регионов планируется взять в лизинг новые самолёты. Для этого планируется набрать новый лётный и обслуживающий состав с опытом работы на воздушных судах такого класса, – говорит министр.

Авиаотряд продолжит выполнять все свои функции. Рассматривается возможность дальнейшего обновления парка воздушных судов архангельского предприятия – самолётов Л-410 и вертолётов Ми-8.

— Никаких финансовых обременений акционерному обществу никто не навязывает. Вероятнее всего, «Арктика» будет работать под сертификатом лётной годности нашего авиаотряда, хотя также рассматривается сценарий создания новой компании «с нуля» и получения независимого сертификата эксплуатанта. Новая компания создаётся для того, чтобы связать арктические территории. С созданием «Арктики» появится возможность чаще и больше летать в города Северо-Запада России, арктического региона и даже по южным направлениям, – заявил Кривов.

НАО проявляет интерес

Источник «ПС» в компании «Гражданские самолёты Сухого» подтвердил, что правительство области проявило заинтересованность в СуперДжетах. Проявляет интерес к этим самолётам и правительство НАО. На днях ситуацию прокомментировал в СМИ губернатор округа Александр Цыбульский. Дело вот в чём: авиакомпании, работающие на самых востребованных направлениях Нарьян-Мар – Москва и Нарьян-Мар – Архангельск, собираются менять «стареющие» боинги-737 на более новые и тяжёлые машины, которые не сможет принимать взлётно-посадочная полоса Нарьян-Мара. Столица НАО в таком случае, по выражению Цыбульского, может быть отрезана от большой земли.

В правительстве НАО говорят о существенных экономических и и эксплуатационных преимуществах СуперДжетов. У российского самолёта есть гарантийный срок – четыре года. Правительство РФ субсидирует лизинг отечественных самолётов: за каждый выплачивается субсидия в размере 139,98 миллиона рублей. То есть за три воздушных судна «Арктика» получит около 420 миллионов рублей.

Для каждого самолёта поставляются запчасти на сумму 115 миллионов рублей, авиакомпания обеспечивает софинансирование на уровне 10 процентов. Субсидируется подготовка лётчиков и региональные маршруты. Всё это должно способствовать снижению цены авиабилетов.

Если проводить определённые параллели, то тот, кто летает на Соловки из Васьково, знает, что цена вопроса сопоставима со стоимостью авиабилета в Западную Европу. При том что расстояние, скорость полёта, уровень комфорта – совершенно разные. Не будет лишним напомнить, что Васьково – основной инфраструктурный объект 2‑го Архангельского авиаотряда. Поэтому определённые перемены, вероятно, всё же назрели.

Нельзя обойти вниманием и то, что сейчас немало говорится о недавней трагедии в Шереметьево. Но чтобы не быть голословными, процитируем авторитетный «Коммерсант»: «…в уголовном деле о катастрофе самолёта SSJ 100 «Аэрофлота», жертвами которой стал 41 человек, доминирующей является версия о действиях пилотов». К сожалению, от трагедий и инцидентов никто не застрахован, но не всегда причина в технике. Разве мало в последние годы было происшествий на Севере с Ан-2 и его модификациями?

На этапе обоснования

Власть объясняет смысл наметившихся перемен соображениями развития и модернизации. Согласно плану авиакомпания «Арктика» должна объединить несколько юрлиц, имеющих общую миссию и цели, но, цитируем, «ведущих раздельную финансово-хозяйственную деятельность». К тем услугам, которые оказывались предприятиями исторически, добавятся регулярные и чартерные рейсы из аэропорта Архангельска (Талаги) и Нарьян-Мара на новых отечественных самолётах.

Перед новой структурой ставится цель – получение прибыли. Но при этом предприятие должно выполнять важную социальную функцию. Убытки планируется покрывать за счёт субсидий, как федеральных, так и областных (выделяемых из двух региональных бюджетов – Архангельской области и НАО).

Стратегическим и финансовым партнёром авиакомпании выступит Ненецкая нефтяная компания, которая должна обеспечить финансирование проектов развития авиакомпании на первом этапе. Сейчас разрабатывается пятилетняя стратегия и план развития авиакомпании.

— Важно отметить, что никто не собирается начать летать уже завтра, – резюмирует министр транспорта Поморья Вадим Кривов. – Само собой, подробнейшим образом прорабатывается бизнес-план. Изначально мы планировали запуститься уже летом, но пока находимся только на этапе экономического обоснования проекта, и сроки запуска ещё обсуждаются. Региональное правительство внимательно следит за этим вопросом и контролирует ситуацию.

Виктор СЕМЁНОВ

Общество

13 июля

На при­вок­заль­ной пло­щади Архан­гель­ска в бли­жай­шее время нач­нётся бла­го­ус­тройство

11 июля

В стра­не розо­вых пони: нес­мотря на свой воз­раст, неко­торые никак не могут повзро­слеть

10 июля

Эко­ном-класс для Алек­сандра Цыбуль­ского

9 июля

Архан­гель­ский ЦБК запус­тил про­ект «4Д-2020: Дари­те Друг Другу Добро»

9 июля

В Новод­винске рес­тав­риру­ют мемо­ри­ал погиб­шим в локаль­ных конф­ли­ктах

8 июля

8 июля – День семьи, любви и верности

7 июля

С 8 июля Кено­зер­ский наци­ональ­ный парк возоб­новля­ет приём турис­тов в гос­тини­цах и гос­тевых домах

7 июля

Алек­сандр Цыбуль­ский встре­тил­ся с роди­теля­ми кос­мон­ав­та Ивана Вагнера

7 июля

Архан­гель­ские пара­шют­ис­ты-пож­ар­ные отпра­вились на момощь кол­ле­гам в Крас­но­яр­ский край

7 июля

В Архан­гель­ской области про­дол­жа­ет­ся под­гот­ов­ка к все­рос­сийс­кой пере­писи населения

7 июля

7 июля в Архан­гель­ске ожи­да­ет­ся +20°С

6 июля

В Архан­гель­ске про­дол­жа­ет­ся зачис­тка неза­кон­ных гаражей

6 июля

Новая рабо­чая неде­ля будет пас­мур­ной и дождливой

5 июля

В САФУ появи­лась лабо­рато­рия исто­рии Вто­рой миро­вой войны в Арктике

5 июля

Коро­нави­рус в Архан­гель­ской области: 28 смер­тей, 2915 боль­ных, 3288 выздоро­вев­ших

Похожие материалы

13 июля Общество

На при­вок­заль­ной пло­щади Архан­гель­ска в бли­жай­шее время нач­нётся бла­го­ус­тройство

29 июня Общество

Ремонт желез­нодо­рож­ного моста в Архан­гель­ске про­длится до конца июля

17 июня Общество

Пере­кры­тие желез­нодо­рож­ного моста в Архан­гель­ске про­длили до пер­вого июля

11 июня Общество

В Архан­гель­ске закроют часть Мос­ковско­го про­спекта из-за ремон­тных работ на теп­лосе­тях

9 июня Общество

Мост через Сель­меньгу дос­тро­ят в нояб­ре 2020 года

6 июня Общество

Ремонт моста через реку Обок­ша закон­чат к сентябрю

1 июня Общество

Автомо­бил­ис­ты Поморья стали реже жало­вать­ся на ОСАГО

29 мая Общество

Общест­вен­ники попроси­ли чинов­ни­ков осво­бодить пар­ковку у «Дие­ты» в Архан­гель­ске от автохлама

27 мая Общество

Учас­ток Обводно­го кана­ла в Архан­гель­ске закроют из-за ремонта

26 мая Общество

В Поморье откры­ли про­езд на марш­ру­тах «Архан­гель­ск-Пине­га» и «Архан­гель­ск-Кар­гополь»

26 мая Общество

На речном марш­ру­те «Мезень-Кам­ен­ка» нача­лась пере­воз­ка пас­сажи­ров

18 мая Общество

Желез­нодо­рож­ный мост в Архан­гель­ске будут пере­крывать в ноч­ное время

12 мая Общество

В Архан­гель­ске измен­ит­ся схема дви­же­ния марш­ру­тов №5, №75б и №75м