14.11.2017 10:12

Архангельский кинорежиссёр Клавдия Хорошавина 14 ноября отмечает семьдесят лет

“Я не привыкла к беззаботной жизни, мне обязательно нужно напряжение ума, я должна все видеть, слышать, пропускать через свою душу”

Число, обозначающее возраст нашей героини, заслуженного деятеля искусств, вынесено в заголовок не случайно. Клавдия Михайловна не стесняется своих лет и не считает нужным их скрывать.

– Конечно, страшновато бывает, когда подумаешь: вот, дожила же. В молодости семьдесят лет воспринимались как глубокая старость, даже древность. А сейчас удивляюсь, что нет, оказывается, никакой старости, а есть желание жить, создать ещё много всего интересного, и, самое главное, есть для этого силы и вдохновение.

– В нашем городе, в нашей области живёт столько замечательных людей…

– А я ещё не успела о них рассказать, не успела снять! История целых поколений, история страны, эпоха – уходит, на мой взгляд, непознанной. Её черты, как будто мазки красок, с помощью которых художник создаёт картину, словно рассыпаны в моём сознании, ещё не собраны воедино. Мне ещё предстоит это сделать.

– Тогда говорим о планах?

– А вот это непросто, потому что нас, людей такого возраста, всё время пытаются выключить из жизни, из работы. Но мы сами включаемся, где хотим, когда хотим и куда хотим. Так что, думаю, лучший свой фильм я должна ещё снять, и именно о Севере, которому отдана большая часть моей жизни.

– Над чем вы сейчас работаете?

– Над фильмом, посвящённым нашему замечательному земляку писателю Владимиру Личутину. Снимаю, наслаждаюсь общением с человеком, обладающим мощнейшим талантом. Так, как пишет Личутин, не пишет больше никто. У него необыкновенный язык, северный, могучий, его слово звучит, как живое, погружает нас в глубины человеческого сознания. Я слушаю его, читаю и думаю, как мало мы знаем, как убого порой выражаем свои мысли. Даже в музеях, куда люди приходят, чтобы прикоснуться к прекрасному, в книге отзывов они выражают свои эмоции с помощью примитивной лексики: «Клево! Круто! Классно!» Печально, неужели мы нынче так и говорим? Не дай бог. Вот для того и снимаю про Личутина, чтобы услышали, увидели другую речь. Сам он человек необыкновенный, горячий, правду режет в глаза.

– Наверное, расспрашиваете о Личутине и тех, кто его знает?

– Да, брала интервью у известного литературного критика Игоря Петровича Золотусского, так он назвал Личутина величайшим умом и талантом, отметил, что этот писатель – гордость нашего народа, всей России. Попутно подумала, вот бы и о самом Золотусском снять кино. Этот мудрейший старик настолько молодо мыслит, настолько любит тех, о ком пишет!

– Значит, всё‑таки очень многое успеваете делать…

– Понимаете, мои планы, мои мечты возникают постоянно, они сотканы из жизни, они здесь, рядом. Иногда я даже думаю, что надо бы их подсократить, можно и не успеть всё сделать. А не получается. Я не привыкла к беззаботной жизни, мне обязательно нужно напряжение ума, я должна всё видеть, слышать, пропускать через свою душу. Я всегда как‑то работала много, хочется даже сказать, я работала больше всех. Но это, конечно, с улыбкой.

– Почему с улыбкой? Я – свидетель. Более трёхсот телевизионных и киноработ. И множество наград.

– Да, север подарил мне много лет счастливого вдохновения. Хотя, впрочем, началось это на моей родине – в Сибири. Путь сюда, в Архангельск, был непростым. Я успела поучиться в театральном училище Красноярска на актрису музыкального театра, даже немного поработать. Потом поступила во ВГИК, это тоже было чудо. Просто остановила на улице Красноярска актёров, которые приехали к нам для встречи со зрителями, там были Майя Булгакова, Екатерина Савинова и Владимир Белокуров. Я их попросила послушать меня. Ну, они и послушали… В гостиничном номере я устроила им настоящий концерт: пела, плясала, читала… В общем, принял меня Белокуров на свой курс.

– Вы когда‑то рассказывали, что отучились всего полгода?

– Правильно, вернулась домой. Мы жили очень скромно, и в то время я не могла соперничать с сокурсницами в одежде. Владимир Вячеславович, глядя на меня, покрутил пальцем у виска и не стал даже говорить со мной. Разозлился! Может, это и к лучшему, потому что на следующий год я поступила уже в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на режиссёрский факультет к прекрасному педагогу, одному из величайших телережиссеров Давиду Исааковичу Карасику. С упоением училась, каждую минуту учёбы считаю драгоценной и всем сердцем полюбила будущую профессию. Жизни без неё не представляю. Дипломный фильм я сняла, конечно, о своей родине, о Сибири, он назывался «Навсегда». Я защитила его блестяще!

– Удивительная биография для девушки из простой многодетной деревенской семьи. Ведь Кежма, где вы жили, была хоть и большим, но всё же селом на берегу Ангары?

– Трудно себе представить, сколько тепла, любви, сколько настоящего творчества дали нам родители. Мама моя была хорошо образована, она родилась ещё до революции, окончила гимназию, отец в школе не учился, занимался самообразованием, но вот оставил после себя поразительную летопись своей жизни. Я сейчас как раз ею занимаюсь.

– Хотите издать историю семьи?

– Мечтаю! Она удивительна, есть в ней и немецкие корни – фамилия дедушки Гёббль, он был царским офицером, сосланным в Сибирь в конце XIX века, есть и могучие сибирские – мама из семьи Вороновых, богатых сибирских казаков. В общем, сейчас я это всё изучаю, исследую, книга – на очереди. В воспоминаниях – осенний вечер, когда набегают вдруг тёмные тучи, гудит Ангара, ветер завывает. Закрыты ставни дома, мы – дети – расселись или разлеглись на огромной медвежьей шкуре на полу, в углу теплится керосиновая лампа, а мама или её сестра тётя Фаня ведут свой рассказ. Они пересказывают истории из книг, которые читали – и про учёных, и про композиторов, и читают стихи, красиво, заслушаешься…

– Теперь понятно, почему ваш творческий вечер будет называться «Куда впадает Ангара»…

– Он пройдёт 15 ноября в библиотеке имени Добролюбова. И я хочу поведать всем о том, что Ангара впадает в Северный Ледовитый океан. Вместе с Енисеем она несёт свои воды в Карское море, а там до Белого – рукой подать. Самый короткий путь соединяет Сибирь с Архангельском. Поэтому я здесь. Есть возможность уехать в дальние края, но как я буду без лучшей улицы на свете – набережной Северной Двины, без этой северной речи, которая в каждом районе области своя? Я знаю здесь всё, я проехала со съёмочными группами всю область. И я так много ещё хочу об этом сказать.

*************************

ПРИЗНАНИЕ

  • - Гран-при международного телефестиваля стран Баренц-региона за фильм «Убить в себе Моцарта»
  • - Золотая медаль к 200‑летию Пушкина за этот же фильм
  • - Золотая медаль ВВЦ конкурса «Создано в России» за фильм «Архангельская баба» про фермера, бывшую журналистку Ольгу Зайцеву
  • - Международные награды за фильмы «Жизненное пространство» о скульпторах Надежде Шек и Николае Овчинникове, «Трепетное чудо Соловков», «Святые вечера, страшные ночи»
  • - Всероссийские награды за фильмы «Верую и люблю», «В ожидании грибной поры»


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Нина КИСЕЛЁВА