Из Архангельского порта в рейс на Ямал на буксире у теплохода «Гранит» вчера ночью отправилась большегрузная баржа-площадка ТМИ-5.
На ее палубу погружен тяжеловесный, крупногабаритный кран, который будет работать в порту Сабетта. Это первый грузовой рейс, который выполняет одно из плавсредств судоходной компании «Арктик-рейд» в навигацию-2018. Все другие их суда продолжают стоять. Впервые за почти сорок лет.
Суда-плашкоуты, составляющие основу компании «Арктик-рейд», были построены в 70-е годы на заводе «Красная кузница». Всего со стапелей было спущено около полусотни судов проекта 698 «самоходный плашкоут».
Задача этих специализированных плавсредств сводилась к перевозкам груза на необорудованный берег, к поморским населенным пунктам. Удачная конструкция корпуса, малая осадка, наличие грузового крана, грузоподъемность 100 тонн – все это делало плашкоуты востребованными.
Только в Базе рейдовых арктических плавсредств (БРАП), подразделении Северного морского пароходства, в начале 80-х их насчитывалось 15 единиц. С задачей обеспечения прибрежных селений Белого и Баренцева море БРАП справлялся; в шторм и туман плашкоуты работали, удивляя мастерством не только деревенских жителей, но и моряков океанских судов. По узким, не имеющим навигационного значениям речкам, доставляли продукты и промышленные товары прямо к порогу склада или магазина. В советские годы только на побережье морей в Архангельскую область и Ненецкий округ плашкоутами перевозилось до 140 тысяч тонн в навигацию.
Прошли годы, после реорганизации судоходная компания «Арктик-рейд» стала преемником БРАПа. Однако, сегодня о прежних объемах перевозки грузом морем говорить не приходится. А потому сокращается и количество действующего флота. Так в прошлой навигации участвовал только плашкоут «Васьково», он выполнил всего пять рейсов по Белому морю. Также прошлым летом отправлен в металлолом еще один плашкоут – «Приводино».