15.08.2020 08:30

Наряду с математикой и русским

Фото автора

В новом учебном году в Архангельской области начнётся эксперимент: ученикам средних классов собираются предложить систематические занятия по безопасности дорожного движения

Для 11‑летних и старше

О новой программе, которая вошла в региональный подпроект федерального проекта «Безопасность дорожного движения», рассказал один из её авторов, председатель ассоциации автомобилистов и автошкол Архангельской области Алексей Нестеренко. По его словам, новый курс занятий, рассчитанный на 44 учебных часа, составлен для ребят 11–12 лет и старше. Этой осенью его будут предлагать не во всех школах области, в каких именно – ещё определяется. Участие школьников будет добровольным.

Предполагается, что подростки будут ходить на занятия в автошколы поблизости, и преподавать им будут действующие инструкторы. Планируется, что обучение начнётся уже в сентябре и закончится к концу первого учебного полугодия. А по итогу ребята будут сдавать экзамены.

Алексей НестеренкоАлексей Нестеренко говорит, что это первый шаг к тому, чтобы начать создавать в государстве систему подготовки безопасного участника дорожного движения, которой сегодня как таковой нет.

– Потому что система – это не когда человек пришёл в автошколу, отслушал 138 часов теории, отъездил 56 часов вождения – и всё. Во всяком случае, когда только это – это неправильно, – считает председатель ассоциации автошкол.

В доказательство он приводит случаи, с которыми автошколы сталкиваются регулярно: человек, который уже имеет водительское удостоверение, приходит переучиваться на другую водительскую категорию, и выясняется, что значительную часть правил дорожного движения он уже забыл. По наблюдениям инструкторов, это происходит уже с теми, кто отъездил три-четыре года.

Кроме того, говорит Нестеренко, все ведь понимают, что в автошколы люди приходят уже со сформировавшимися представлениями, в том числе и относительно того, что можно и нельзя делать на дорогах, – и переубедить их в чём‑то уже очень сложно.

– Мы можем сто раз повторить, что садиться за руль пьяным нельзя, но в результате получаем человека, который получил водительское удостоверение и уже через день его лишился, потому что сел пьяным за руль, – рассказывает Алексей Нестеренко. – Потому что, если с детства не вдалбливать это в голову, это, к сожалению, не работает. А у нас сегодня что получается? В детском саду правилам безопасного дорожного движения учат, в первых классах учат – а потом хоть трава не расти. И по факту ребята двенадцати-тринадцати лет – не все, конечно, но большинство – уже и не помнят, как вести себя на дорогах. И этот вакуум заполняется тем, что они усваивают самостоятельно, без всякой системы, наблюдая за окружением и делая выводы, не всегда правильные.

Два пути

По словам Нестеренко, реализуемая сейчас в России стратегия безопасности дорожного движения, так называемая «нулевая смертность», – это аналог шведской «Vision Zero».

Шведская программа направлена на сокращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий преимущественно путём развития безопасной дорожной среды. То есть упор делается на замену традиционных перекрёстков на более безопасные круговые, улучшение линии визирования, избавление от уличной парковки, где это необходимо, более тщательный выбор места расположения автобусных остановок, яркое выделение пешеходных переходов, удаление препятствий вдоль дорог.

– Там любое ДТП со смертельным исходом или с пострадавшими разбирается с позиции, почему водитель врезался именно в этот столб, почему была такая вероятность, – поясняет Алексей Нестеренко. – Но к чему пришли шведы? Система вроде как работает, но они снизили смертность до 3,5 человека на сто тысяч населения – и упёрлись в эту цифру. Я общался в позапрошлом году с людьми, придумавшими «Vision Zero». Спрашивал, почему не могут снижать цифру дальше, знал ответ, но мне было интересно, признают ошибку или нет. И они в конце концов признали: «Мы упустили человека».

Алексей Нестеренко уверен, что нужно ориентироваться на другую систему, норвежскую.

– Они тоже занимаются дорогами, но упор сделали на человека, – рассказывает он. – Двадцать лет назад внедрили в школах такую систему: школьники проходят правила безопасного поведения на дорогах на протяжении всей учёбы. У них это самостоятельный предмет, как у нас «Основы безопасности жизнедеятельности», только упор сделан на правила поведения в современной дорожной среде.

Эта работа с детьми – продуманная и поэтапная. Своё первое водительское удостоверение, так называемое «велосипедное», ребёнок получает ещё в школе: оно позволяет ездить на велосипеде по дорогам общего пользования. Затем школьнику разрешается учиться управлять машиной, совершая поездки под руководством родителей, если у мамы или папы-водителя водительский стаж от трёх лет.

– В результате в автошколу в Норвегии приходит уже подготовленный человек. Он учился дорожным правилам уже десять лет, сдавал экзамены – остаётся только объяснить нюансы, – рассказывает Алексей Нестеренко. – Поэтому и такая низкая смертность на дорогах: Норвегия дошла до шведской цифры по смертности на дорогах – и продолжает её снижать. Сегодня это самая безопасная страна по уровню дорожной безопасности.

Работа не года, не двух

Я спрашиваю, не опасается ли он, что у нас норвежская система не даст таких всходов, как в Норвегии, из‑за разницы менталитетов?

– Учитывая опыт Советского Союза – а тогда всё это в той или иной мере было и работало – можно не опасаться, – отвечает Алексей Нестеренко. – Но должен поменяться подход государства. Года три или четыре назад мы обсуждали этот вопрос в общественной палате в Москве, так как я вхожу в правление Гильдии автошкол России и являюсь экспертом Государственной Думы, и пригласили представителей федерального министерства образования. Что мы услышали? Что они не готовы включать новый предмет в школьную программу. Но есть в правительстве люди, которые понимают, что нужно попробовать эту систему ввести. И сегодня такие попытки делаются.

Нынешний эксперимент в Архангельской области – такая попытка на региональном уровне. Организаторы рассчитывают, что в этом году в нём примут участие три или четыре района области.

Кто и как определял, какие районы будут участвовать?

– Во-первых, мы брали те муниципальные образования, где есть наши организации, причём организации с сильными преподавателями, потому что вести занятия должны профессионалы. Сильные организации у нас в Вельске, Березнике, Онеге, Архангельске, Северодвинске. А во‑вторых, смотрели, где выше аварийность на дорогах. Если опыт будет положительным, мы запланируем в следующем году уже все районы области, – рассказывает Алексей Нестеренко. – Точно сказать, где будем проводить занятия, пока не можем, потому что ещё будем разговаривать со школами: кто пойдёт нам навстречу? А также будем смотреть, где как отреагируют родители. Допускаем, что где‑то родители будут против.

Вообще, если следовать норвежской системе до конца, обучение правилам безопасного передвижения должно быть непрерывным, с первого класса. Однако пока авторы проекта рассчитывают начать с небольшой аудитории – с подростков. И надеются, что смогут их замотивировать.

– Тем, кто по итогу покажет хорошие знания на экзамене, мы выдадим документ, подтверждающий, что они сдали теорию в определённом объёме. И затем, когда они придут учиться в автошколу для получения водительского удостоверения, им не нужно будет проходить эту программу заново – останется только сдать по ней экзамен, – рассказывает Алексей Нестеренко.

Он уверен, что в России удастся «скрестить» шведский путь с норвежским. Но это системная и длительная работа.

– Скандинавские страны выстраивали свои системы двадцать лет и больше, прежде чем получили резкое снижение аварийности и дошли до нынешних показателей. В своё время они начинали с показателя смертности на дорогах в десять человек на сто тысяч населения. У нас по прошлому году было, если не ошибаюсь, 11 человек на сто тысяч населения. Так что это работа не года, не двух, а, как минимум, лет десяти.

И для этого нужно воспитать поколение людей, которые, приходя в автошколу получать водительское удостоверение, уже понимали, что сесть за руль в нетрезвом виде или проехать на красный свет, или устроить гонки в городе – просто немыслимо.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА