12.05.2017 10:31

Из Архангельска в Арктику отправилось научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов»

фото из архива автора

С началом навигации-2017 «Михаил Сомов» получил новое задание – доставить экипаж на суда, находящиеся в море на обеспечении буровых платформ.

Возле нефтяной платформы «Приразломная», вокруг которой большую часть года дрейфуют ледяные поля, постоянно дежурят мощные буксиры-спасатели. В нынешнем мае наступило время, когда на них меняются экипажи. 

Перевозка моряков на берег вертолетами, без сомнения, удобнее, но для новых судовых команд необходимо пополнить запас продуктов, топлива и питьевой воды. И с этой задачей «Михаил Сомов» также справляется: для продовольствия есть вместительные холодильники, для дизтоплива или пресной воды – достаточное количество цистерн.

Сегодня ночью НЭС «Михаил Сомов» вышел в море, на борту судовая команда буксира «Тобой». Согласно рейс-задания — курс на юго-восток Баренцева моря. Сложная ледовая обстановка еще сохраняется в том районе, но капитан планирует дойти до места назначения через двое-трое суток.

СПРАВКА

За более чем сорокалетнюю биографию судно работало не только с экспедициями. «Михаил Сомов» хорошо известен людям, даже далеким от моря. Он участвовал в двадцати Советских Антарктических экспедициях.

Знаменитым стал в 1985 году: когда во время обеспечения станции «Русская» был зажат тяжёлыми льдами у побережья Антарктиды в непосредственной близости айсбергов. Экипаж боролся за живучесть судна и не оставлял попыток выйти из ледового плена. Вся страна с тревогой следила за дрейфом, ведь каждый день мог стать последним для моряков. Через 133 дня «Михаил Сомов» благополучно вышел на чистую воду. Народ назвал этот дрейф героическим, дизель-электроход был награжден орденом Трудового Красного знамени.

В 1999 году НЭС «Михаил Сомов» передали Северному управлению гидрометслужбы. Его основной задачей стала доставка грузов на полярные станции, на погранзаставы, на базы геологов и нефтяников Северного ледовитого океана. Обязательное условие — в заполярных плаваниях на его борту должны работать ученые-биологи, гидрологи, синоптики. Первым испытанием для экипажа моряков-архангелогородцев стал рейс с экспедицией Российской академии наук «Арктика-2000».

А затем каждый год с июня по декабрь «Михаил Сомов» находился в полярных широтах: перевозил снабжение и продукты, доставлял очередную смену метеорологов. Но не только, осваивал и другие профессии. В 2003-2004 годах с борта «Михаила Сомова» были проведены исследования на Штокманском месторождении в Баренцевом море, впервые проведен эксперимент по буксировке айсбергов. В 2007 году научное судно выступало в роли спасательного: с разрушавшейся льдины были срочно сняты полярники и оборудование станции «Северный полюс-35».

В 2010 году впервые в истории освоения Арктики НЭС «Михаил Сомов» прошел по трассе Северного морского пути до острова Врангеля, обеспечив необходимым все полярные метеостанции. Но кроме этого «убирал белые пятна» с навигационных карт в центральной части Восточно-Сибирского моря. В 2011 году его экипаж участвовал (и снова первым) в сборе, перегрузке и перевозке на «большую землю» металлолома с арктических островов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ