13.06.2020 08:12

На вершинах Магеллановых гор

Фото Андрея Лебедева

8 июня – Всемирный день океанов. И по этому поводу стоит вспомнить слова Нансена: «В Арктике могут работать только русские поморы и норвежцы»

Но архангельские поморы ходят по всем океанам мира. Архангельский океанолог Андрей Лебедев несколько лет назад работал в Тихом океане на научном судне и занимался глубоководным бурением вершин Магеллановых гор рядом с Марианской впадиной. Из Тихого океана он писал письма домой, жене и детям, где делился впечатлениями от работы в тропических морях, природы и южнокорейского порта Пусан. Сегодня, с его разрешения, публикуем некоторые из них.

Письмо первое. Мимо берегов Цусимы

24 сентября мы вышли из Пусана в сторону Тихого океана для проверки оборудования. Скорость судна очень маленькая – около восьми узлов (~14 км/час), и то в хорошую погоду. Шли мы за границу экономической зоны Японии, а это 200 миль от берега, больше четырёх суток. Пока шли, прилетел тропический шторм, и нам пришлось от него отворачивать, но всё равно сейчас штормуемся уже вторые сутки, работать не можем, волны по пять-шесть метров, даже заходят на корму, на рабочую площадку.

Когда проходили мимо Цусимы, вокруг нас крутились японские рыбаки, сближались с нашим судном, обгоняли, подрезали. Я сначала не мог понять, что они делают, а потом заметил, что штурманы забыли поднять флаг. Видимо, японцы в недоумении подходили посмотреть, что за судно ходит без флага, не пираты ли.

Ловим на ходу рыбу. Недалеко от берегов Японии поймали маленькую дораду. Много летучих рыб. Они летают стаями, как птицы. Я сначала подумал, что за маленькие чайки в воду ныряют?

Сейчас ночью люди на корме ловят кальмаров. Блесна на кальмара электронная, с мигающей лампочкой. В Пусане, на рейде, каждый день ловили ставриду и уже на неё ловили рыбу покрупнее, называется пеламида. Размером до полуметра. В жареном виде очень даже ничего.

Глубины здесь по четыре с половиной километра. Видели вдалеке китов, правда, не самих китов, а их фонтаны.

Письмо второе. Мы в Пусане

У судна такая маленькая скорость, потому что экономят топливо. Возвращаясь в Пусан, включили две машины и неслись, обгоняя шторм, чтобы успеть погрузить ящики, дополучить топливо и продукты на длинный рейс.

2 октября у Японских островов видели, как из воды высоко выскакивали какие‑то большие рыбы, я думаю, что это были дельфины, издалека было не разглядеть, но выпрыгивали впечатляюще.

3 октября утром встали на рейд Пусана. Подошёл катер с нашими ящиками, мы их быстренько погрузили на борт. Затем все радостно прыгнули в болтающийся рядом рейдовый катер и отправились на берег, оставив небольшую часть экипажа разгребать поступающие на судно продукты.

В Корее довольно забавно. В Пусане есть русский район, называется Техас. В нём живут корейцы, переехавшие сюда из России по программе возвращения соотечественников. Это выходцы практически из всех регионов СССР, есть даже узбекская диаспора. Мы обедали в узбекской забегаловке. Там все чистокровные узбеки. Вообще, многие говорят по‑русски, везде русские вывески. На судно с ремонтниками приезжал «русский кореец», смотрел с такой тоской на нас.

В Пусане мы гуляли по огромному магазину в одиннадцать этажей. У него ещё несколько этажей под землёй. На крыше сделан парк с газонами, гуляют дети, как у нас на площадке у дома. Везде в Пусане есть бесплатный вайфай, даже под землёй. Я спустился на подземную улицу, идущую под проспектом, по которому сверху ездят машины. На этой подземной улице я пользовался интернетом для связи с семьёй. А ещё ниже под этой улицей проложено метро.

В Пусане огромный рыбный рынок, и устроен он необычно. На первом этаже аквариумы с живой рыбой и всякими морскими гадами: кальмарами, осьминогами, крабами, какими‑то червями, которых мы потом попробовали ради экзотики, всякие ракушки, мидии, да всё не перечислишь. На втором этаже происходит первый этап переработки, то есть продают свежую потрошёную рыбу, на третьем этаже солят, на следующем варят, а на самом верху расположены рестораны, где подают всё то, что обрабатывают ниже. То есть рыбный рынок у них это, по сути, многоэтажный рыбзавод, где можно прямо в цехе купить то, что тебе приглянулось. Причём этот рыбзавод не принадлежит одному хозяину. Это помещение, где много мелких частных предпринимателей собрались в одном месте и продают морепродукты.

Если пройти чуть дальше по причалу, начинается уже другой рыбный рынок, практически как наш базар, где есть ряды, и прямо на земле, в тазах, на ящиках, на столиках продаётся то же самое, что на большом рынке. Тут же можно попросить это приготовить и съесть. Люди садятся на табуретки у прилавка и едят.

Интересно, что в Корее не пьют чай, его здесь просто нет и взять негде. Пьют так называемые злаковые чаи. Гречневый, рисовый, пшеничный, ещё какие‑то травки. Чай, который дают в морском клубе, специально доставляют по заказу из‑за границы с моряками.

Письмо третье. Штормуемся

После возвращения на судно мы сразу отправились в рейс. Только вышли, сразу заштормило. Волна била в корму, мы развернулись носом на волну и стали ждать погоду. Когда начало заливать корму, стали черпать воду кормовым слипом. Воды было уже по щиколотку, бегали, поднимали вверх ящики от воды, чтобы не замочить оборудование.

Утром выяснилось, что ночью выбило ворота на корме. Одна створка утонула, другую забило в угол. Шторм усилился до восьми баллов. В ангаре полно воды, на море волна около восьми метров высотой. Это примерно как три этажа нашего дома, По морю проплывали доски. В новостях говорят, что в Пусане тайфун очень сильный, творится что‑то невообразимое. Все пароходы разбежались, кто смог, залез в порт.

Шторма везде примерно одинаковые с небольшими региональными различиями, такими, как наличие островов, течений, ширины моря, близости материка. Разница в том, что на севере осенью шторма могут длиться неделями, а здесь налетел, побушевал и улетел. И ещё на севере в шторм на палубе и в фуфайке холодно, а здесь в футболке нормально.

Ночью 6 октября были у Цусимы. Под её прикрытием нас перестало качать, мы развернулись, идём в сторону Восточно-Китайского моря и дальше на работу.

Сегодня с утра до обеда выкачивали вёдрами воду из ангара, механики варили новые ворота. После обеда начали уже заниматься нашим буровым станком, навешивать оборудование, которое пришло в ящиках, крутить механизмы, смазывать и так далее. В один из перерывов на корме снова поймали дораду, уже довольно большую, 1,5 метра в длину. Ещё одна сорвалась у самого борта.

Письмо третье. Привет, океан!

Сегодня прятались от тайфуна за островом Тайвань, прошли мимо Филиппин, третьи сутки идём в Филиппинском море. Это окраинное море Тихого океана, так же как наши Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское – части Северного Ледовитого океана, поэтому можно считать, что мы вышли в Тихий океан. С севера подходят волны зыби от тайфуна, так что качает постоянно. Севернее ходят два тайфуна, от них мы увернулись, но с юга образовывается новый тайфун, надеюсь, успеем пробежать. Ну если не успеем, то тоже не страшно, он ещё не должен успеть набрать силу урагана.

Как спасаются от шторма в океане? Очень просто. Никак. Встают носом на волну и молятся, чтобы судно не развалилось и двигатель не остановился.

Кстати, тайфун, от которого нам удалось спрятаться за Тайванем, назвали «Фанфон», что в переводе «Зверь». Он снова наделал дел в Японии. Какой‑то остров даже эвакуировали. Во время этого тайфуна в проливе между Тайванем и материковым Китаем перевернулось и затонуло американское судно. Не очень большое, 70 метров в длину, но и не маленькое. Говорят, что 45 человек спасли, а одного не нашли в штормовом море.

Вчера вечером поймали рыбу-саблю. Тонкая, длинная, с большими острыми зубами. Всем предлагали её забрать, но никто не захотел с ней возиться, чистить. Сказали, что её жарить невозможно, но можно варить, но никто не соблазнился.

Письмо четвёртое. Бурение вершин Магеллановых гор

Днём в основном солнце, на палубе жарко – до 39°С. Кондиционеры на судне работают на пределе. Рефмеханик ходит и, как заботливая бабушка, затыкает все щели на пароходе, чтобы холод не выходил. Все хорошо загорели, правда, только по пояс. Ночью обычно по горизонту сверкают грозы, лупят молнии, весь горизонт сверкает, а над судном – звёздное небо. Звёзды здесь висят очень низко, кажется, можно рукой достать. Почти каждую ночь виден Млечный путь. Любуемся Сириусом и Луной рогами кверху.

Пришли в место работ – гайот Говорова – 22 октября, делали промеры глубин, фотопрофилирование. Это фото- и видеосъёмка морского дна буксируемым аппаратом. По этим фотографиям выбрали несколько точек для бурения. На сегодняшний день из четырёх только два керна в зачёт. Один раз труба была совсем пустая (песок), второй раз, когда поднимали, керн за 150 метров от поверхности вывалился из трубы. Последний кусок застрял, но этого не хватило для зачёта.

В выбуренном куске дна должна быть верхняя корка и часть подстилающей породы не менее пяти сантиметров. Корка чёрная-чёрная из‑за наличия марганца. После этого мы вместо сна четыре часа возились со станком, делали крышку, которая бы закрывала трубу, чтобы керн не вываливался. Бурим днём и ночью. Останавливаемся только для зарядки аккумуляторов.

Описание одной из станций бурения (рабочие записи)

Дошли до дна. Глубина – 1995 метров. Дно увидели с трёх-четырёх метров. Станок подошёл ко дну прямо над здоровенным чёрным булыжником. Качаемся над его вершиной, чёрная скала стремительно выскакивает из темноты, станок неотвратимо приближается к ней, вот-вот стукнется. Скала, приблизившись к аппарату, нехотя останавливается и так же стремительно скрывается в вечной чёрной темноте глубин. Покачавшись немного над этим булыжником, вахтенный геолог предлагает переставиться на некоторое расстояние в сторону.

Начали бурение. Сначала всё шло хорошо, затем пошли твёрдые вкрапления, пришлось периодически останавливаться. Пробурили примерно 20 сантиметров. На выемку керна сбежались все геологи, что есть на борту, с фотоаппаратами и камерами. Все возбуждены предвкушением встречи с объектом.

Письмо пятое. Без руля и ветрил

Сегодня, когда я сверлил дырки в запасном станке, погас свет и остановился главный двигатель. Я думал, что это от моей дрели выбило предохранители в ангаре, но обесточился весь пароход. Около получаса мы болтались в Тихом океане, что называется, без руля и ветрил, но потом механики запустились. Механики у нас хорошие – у них всё ломается, но они всё чинят.

Погода нормальная, шторма обходят нас южной стороной. Иногда пролетают тропические ливни. На судне деревянная палуба, когда идёшь по ней, из-под досок плюхают фонтаны воды, как в Архангельске на деревянных мостках.

Океан пустой, давно не видели никаких судов. Но живность в океане присутствует. Ночью вокруг судна стаями носятся кальмары, но на крючок не идут. Оказывается, они очень шустрые. Глядя на них, понимаешь значение слова «реактивный». Недавно ночью мимо судна проплыло три больших светящихся шара. Очень похожи на черепах, но разглядеть в подробностях не удалось. На одной из станций бурения, когда станок уже подходил ко дну, по экрану было видно, как прошёл плавник какой‑то большой рыбы. Может быть, акула. На небе висит перевёрнутая Большая Медведица и Полярная звезда над горизонтом.

Письмо шестое. Путь домой

Днём корифены гоняют летучих рыбок, которые прячутся от солнца в тени судна. Летучие рыбки, видимо мальки, размером со спичечный коробок, вылетают из‑под борта и похожи на брызги. Иногда они летают стаями по 50 и более штук. Вылетят из воды и парят между волн, пролетают большое расстояние. Иногда летит рыбка, влетает в гребень волны и, оттолкнувшись от воды, в долю секунды летит уже под углом в 90 градусов.

Собираемся возвращаться в Пусан. 5–6 декабря будем в порту. Развернулись два дня назад. Обычно на закате мы провожали солнце с кормы, то есть судно было повёрнуто носом на восток. Теперь же мы развернулись на запад, и солнце садится впереди, указывая нам путь домой.

Магеллановы горы – цепь подводных вулканов, которые берут начало от Марианской впадины, самого глубокого места в океане, известного человеку, и проходят почти через весь Тихий океан.

Вершины подводных вулканов в большинстве своём имеют плоскую поверхность. Те потухшие вулканы, которые мы изучали в цепи Магеллановых гор, называются гайотами.

Корифена – вид лучепёрых рыб, обитающий в тропических и субтропических водах Индийского, Тихого и Атлантического океанов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Андрей и Надежда ЛЕБЕДЕВЫ