21.11.2019 15:13

Выходи! Изменись сам и измени мир…

Фото предоставлено организаторами проекта «Выходи!»

Архангельский проект победил на Всероссийской ярмарке событийного туризма в Крыму и стал одним из лучших молодёжных событий в России

Миллионы на экстрим

– Мы взяли первое место в номинации «Лучшее молодёжное мероприятие на Russian open event expo IX», – рассказывает Наталья Щукина, руководитель проекта. – Конкуренты были более чем достойные, но нас отметили за инновационную механику и социальную значимость. Оценили также необычность идеи.

«Выходи!» – проект, действительно, нестандартный. В названии его заключено сразу несколько смыслов.

– Первый, а мы всё‑таки про уличную культуру говорим, это, наверное, знакомое всем с детства: «Выходи играть! Выходи гулять!» – призыв выйти из дома, чтобы вместе позаниматься каким‑то делом, – поясняет Наталья Щукина. – И второй смысл – это выход из зоны комфорта: «Поднимись с дивана! Выходи, чтобы сделать мир лучше!» Ну и, конечно, наш проект – это ещё и история про то, как важно заниматься в жизни тем, что ты любишь и умеешь.

Идея проекта, по словам молодёжных активистов, возникла спонтанно, но шли они к ней несколько лет.

– Мы долгое время занимались молодёжными мероприятиями в Архангельске, проводили фестивали экстремальных видов спорта и уличной культуры «Urban Challenge», – рассказывает Наталья Щукина. – Этот фестиваль не только площадка для каких‑то спортивных активностей, но ещё и особое креативное пространство, которое направлено на активный образ жизни. И когда приезжали участники из других районов области, то всегда задавали вопрос: «Когда такой фестиваль будет и у нас?» Но многое, как известно, зависит от инфраструктуры. Её и в Архангельске‑то не всегда хватает для проведения фестивалей, не говоря уже про районы.

В итоге, молодёжные активисты решили попробовать изменить ситуацию – подали заявку на участие в конкурсе Фонда президентских грантов, написали проект и… неожиданно для себя выиграли два миллиона 800 тысяч рублей.

Доступно, интересно, безопасно

Этим летом брендированная автоколонна проекта «Выходи!» отправилась в долгожданный тур по области.

– Ильинско-Подомское – это была наша первая точка на карте, – рассказывает Наталья Щукина. – И первый фестиваль, который мы провели вне Архангельска. Приехали туда в пятницу вечером, разложили оборудование: мобильный скейт-парк, мобильный скалодром, установили баскетбольную площадку… Всю субботу работали, а вечером отправились на новое место – в Котлас. И опять в шесть утра – подъём, собираем фестиваль. День работаем, вечером разбираем оборудование, ночью – едем назад в Архангельск. Сказать, что мы тогда устали – ничего не сказать. Ребята спали на полу микроавтобуса прямо на скейтах. Но все были счастливы – «проверку боем» мы прошли, и остальное было уже не страшно.

К слову, на момент, когда команда «Выходи!» только планировала поездку, администрация Вилегодского района уже подумывала о покупке собственного экстрим-парка.

– И когда мы приехали в Ильинско-Подомское, то на практике показали, «как это работает». Все увидели, что уличная культура и экстремальный спорт доступны, интересны и, самое главное, безопасны, если ты соблюдаешь правила.

Приезжая с проектом, мы не только обучали ребят, помогали организовать диалог между местной администрацией и молодёжью, но и саму уличную молодёжь показывали как ответственную и заинтересованную, – говорит Наталья Щукина.

Солнце внутри

За минувшее лето «Выходи!» совершил десять «десантов» по области, провёл одиннадцать уличных фестивалей. И из каждой поездки, по словам участников команды, а это инструкторы, тренеры и просто хорошие специалисты, подающие надежды или уже добившиеся результатов в направлении экстремального спорта, привозили заряд позитива – то самое «Солнце внутри», которое и давало силы светить и работать дальше.

– Скажу честно, если в начале и были какие‑то сомнения по поводу того, есть ли смысл ехать с экстремальным спортом в деревни, где «ничего нет», то уже первые поездки заставили изменить мнение, – поясняет руководитель проекта. – Мы увидели, насколько ребятам в глубинке это интересно, и как они хотят учиться новому. Мы нашли друзей. Сейчас много общаемся, зовём друг друга на мероприятия, которые проходят в области.

В Няндоме, например, есть фестиваль уличных культур «Z», свои молодёжные фестивали проводят Коряжма и Карпогоры. Поддержка единомышленников, которые идут с тобой в одном направлении, это всегда важно, – констатирует Наталья Щукина.

Недавно Наталью избрали амбассадором молодёжного социального предпринимательства Архангельской области.

– Безусловно, я готова делиться опытом. Как амбассадор взаимодействую и с Агентством регионального развития. Услуги, которые предоставляет Агентство, актуальны для многих ребят из нашей команды. Ведь это не только консультативная поддержка, но и помощь с оформлением документов, что особенно важно для начинающих предпринимателей. Работа в проекте – шанс для молодёжи заниматься делом, которое хорошо получается. Но мы все растём, и, чтобы продолжать заниматься любимым хобби всю жизнь, надо, чтобы это хобби приносило доход, – говорит Наталья Щукина.

Из психиатров в экстремалы

К слову, несколько лет назад она и сама стала предпринимателем благодаря своему хобби.

– По образованию я врач-психиатр, – рассказывает Наталья. – Пять лет проработала в психиатрической больнице. Но заниматься организацией праздников начала, наверное, ещё с детского сада. Именно это хобби и помогло мне в дальнейшем. Работа в больнице тяжела в эмоциональном плане, и не будь у меня хобби, а на тот момент это была студия света и пластики «Солнце Маори», то, наверное, было бы намного сложнее.

В определённый момент поняла, что хочу большего – у меня появилось своё агентство по организации мероприятий. Вскоре мы стали партнёрами с агентством «O2 promo&event», руководителем которого я сейчас являюсь. На тот момент они занимались подготовкой чемпионата по лыжным гонкам в Малиновке. И это было настолько интересно… Я оставила медицину. Но для меня всегда важна была социальная составляющая – именно это я нашла в реализации социальных проектов. Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, – основная наша целевая аудитория. Сейчас точно знаю, что сделала тогда правильный выбор – ресурс и потенциал, который есть у меня сейчас, позволяют делать гораздо больше, чем я могла бы сделать, работая в стационаре, – говорит Наталья Щукина.

Но работа врача, по её словам, тоже научила многому.

– Уметь слышать других – это, вообще, полезный навык. Когда мы с командой приезжаем в какой‑нибудь посёлок, то необходимо вначале выслушать, чем живёт местная молодёжь и только затем интегрировать свой опыт в существующую действительность – так мы пытаемся привлечь подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию не только к участию в проекте, но и к социально полезной деятельности.

Все звёзды – к нам!

Интересно, что изначально проект задумывался как серия летних уличных мероприятий. Но в реальности «Выходи!» стал круглогодичным проектом, благодаря которому и другие молодёжные мероприятия области заиграли новыми красками – например, чемпионат уличного и современного танца «Dvina» в Архангельске, соревнования по воздушной акробатике, батутному фристайлу…

И хотя формально проект завершился в октябре, организаторы не собираются его закрывать. Сейчас архангельские экстремалы вновь подают заявку на конкурс президентских грантов.

– Обязательно будем развиваться, – говорит Наталья Щукина. – На итоговый фестиваль «Urban Challenge» этим летом к нам приезжали участники не только из области, удалось объединить усилия с другим грантовым проектом – командой «Хип-хоп союз» из Москвы и компанией «Next level» из США.

Это настоящие звёзды, которые провели в Архангельске мастер-классы и работали с нашими ребятами по таким направлениям как рэп, битмейкинг, танцы и граффити. Они были судьями на итоговом фестивале «Urban Challenge», а фестиваль приобрёл международный формат.

В следующем году хотим также провести международный граффити-фестиваль, – делится планами Наталья Щукина. – Возьмём несколько высотных домов в Архангельске, Котласе – желательно в каком‑то одном квартале, чтобы создать определённую среду. Тема, которую хотим показать с помощью граффити, – переосмысление культуры, традиций и особенностей природы Поморья. Причём участниками необязательно будет только поморская молодёжь. Это могут быть граффити-художники из любых областей и стран. Цель одна – совместными усилиями сделать город ярче.

Если победить в конкурсе и получить грантовую поддержку в этот раз не удастся, проект, уверены молодёжные активисты, всё равно будет продолжен.

– Пусть в меньшем формате, допустим, не сможем мы построить новый скейт-парк, тот, что был в нынешнем проекте, уже подарен Шенкурску, – говорит Наталья Щукина, – но от проекта остался скалодром, батут. И самое главное – есть команда профессионалов, которые горят идеей менять жизнь в Архангельской области к лучшему.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ