Возможно, что уже в марте в Архангельской области пройдет первый региональный форум приемных семей. Об этом на встрече с приемными родителями Архангельска и Северодвинска сообщил министр образования и науки области Игорь Скубенко.
Новость не только интересная, но и, по словам приемных родителей, долгожданная. В регионе 5 тысяч 486 сирот, большинство из них воспитывается в опекунских и приемных семьях. Поэтому свой, «домашний» форум области необходим, тем более что в первую очередь это возможность напрямую обменяться опытом, пообщаться, а также высказать пожелания и обсудить проблемы, которых у приемных семей накопилось немало.
– Осенью мы были в Москве на Всероссийском форуме приемных семей, – пояснила перед началом встречи председатель региональной общественной организации «Приемная семья» Светлана Корытова. – Среди множества вопросов, поднимавшихся там, были и проблемы, которые касались образовательной системы и в том числе непрофессионализма педагогов по отношению к приемным детям. К сожалению, со схожим отношением сталкиваются семьи и в нашей области. Поэтому, вернувшись из Москвы, мы попросили о встрече министра образования.
По словам Светланы Корытовой, хорошо, когда приемные дети не имеют проблем с обучением. Но, судя по собственному многолетнему опыту приемной мамы и опыту работы с другими приемными семьями, в основном родителям «достаются» дети особые.
– Мы выступаем за сотрудничество, за то, чтобы родитель и учитель работали в тесной связке, – сказала Светлана Корытова, обращаясь к министру Игорю Скубенко. – Давайте воспитывать наших детей вместе. Положительных примеров такого взаимодействия можно привести много, когда вопреки тяжелым диагнозам и прогнозам сильные педагоги вместе с родителями, психологами буквально «вытаскивали» детей и добивались успехов. Но, к сожалению, много и других примеров. Когда учителя не обладают достаточными знаниями, чтобы разобраться в особенностях приемного ребенка и его психологических проблемах.
Светлану Корытову поддержали и другие родители, присутствовавшие на встрече. Общее мнение приемных мам: необходимо повышать информированность педагогов. Ведь если специальные курсы и тренинги сегодня обязательны для приемных родителей, то специальная подготовка учителей, обучающих приемных детей, по сути, не ведется.
– Иногда в школе приемные родители слышат обвинения, – продолжала Светлана Корытова. – Звучат упреки: «Вы воспитываете ребенка уже столько лет! Неужели, до сих пор не можете ничему научить?» Но в то же время, неужели учитель не знает, что период адаптации в новой семье может растянуться у ребенка от года до семи лет? Иногда только через три года нам, вообще, удается узнать, что ребенок пережил и испытал до того, как попал в семью.
«Не умеет себя вести», «не успешный, не внимательный, не аккуратный» – претензии сыплются. Но, к сожалению, по словам родителей, дальше обвинений со стороны педагогов дело не движется. В итоге – решить проблему совместно не удается.
– И ладно, если конфликтная ситуация возникла в приемной семье Архангельска, – говорит Светлана Корытова. – У родителей есть возможность обратиться за помощью к специалистам центра охраны прав детства. А если в области, в сельской местности? Найти поддержку непросто – психологов, специалистов не хватает. Количество же детей, переданных в приемные семьи, год от года увеличивается...
По словам Игоря Скубенко, тема взаимодействия приемных семей и школы, безусловно, важная. Более того, министр поблагодарил родителей за то, что они «вовремя пришли» и пообещал обратить внимание на специальную подготовку педагогических кадров. Кроме того, министр предложил провести областной «круглый стол» по озвученным проблемам и пригласить туда представителей педагогического сообщества.
– Я прекрасно понимаю вашу озабоченность. И, по большому счету, проблема не только в повышении квалификации кадров. Вопрос глубже. Речь о профессиональном стандарте педагога, о том, что всестороннее образование будущего учителя необходимо начинать как можно раньше, желательно уже с первого курса, – сказал министр.
Приемная мама Любовь Корельская затронула вопрос спортивной подготовки детей.
– Есть школы с углубленным изучением математики, иностранных языков, почему бы не открыть в Архангельске школу для будущих чемпионов? – спросила Корельская министра.
К слову, Любовь Ивановна – мама Леры Белкиной, чемпионки мира по спортивной акробатике. И, как никто другой, на собственном материнском опыте знает, как нелегко совмещать тренировки и соревнования с учебой.
– Родители спортсменов жалуются, что детей не всегда отпускают на соревнования с уроков, – говорит Любовь Корельская. – И общий язык найти трудно, тем более что не все выдающиеся спортсмены – выдающиеся ученики. А в школе со спортивным уклоном дети могли бы обучаться по специальной адаптированной программе, в которую при необходимости педагоги вносили бы корректировки. А при составлении расписания учитывался бы график тренировок и соревнований. Подобный опыт в России есть. Почему бы не перенять его, тем более что в Архангельске много по-настоящему одаренных спортсменов.
Министр Скубенко назвал предложение интересным, но уточнил, что вопрос в первую очередь необходимо решать с муниципалитетом.