09.05.2017 07:14

Архангельской области определяют вектор развития

Хорошим подспорьем казне 2016 года стали доходы алмазодобывающей отрасли

В конце апреля в правительстве Архангельской области состоялось расширенное заседание коллегии регионального министерства экономического развития. Довольно горячо обсуждали стратегию развития региона

Точнее – необходимость ее скорейшей разработки.

Дело в том, что на сегодня главный стратегический документ региона морально и физически устарел. Разработанная еще в 2008 году стратегия социально-экономического развития Архангельской области не прошла проверку временем и резкими экономическими перепадами последнего десятилетия.

– Я внимательно изучил в первые дни своего губернаторства стратегию развития Архангельской области до 2030 года. Это пустой, совершенно нерабочий документ, – не стеснялся в выражениях на коллегии минэка губернатор. – В соответствии с ним область должна была занять третье место по добыче гипса в стране. Какая разница, третье или восемнадцатое? Что это даст жителям области – вот это важно. И сегодня темп жизни не позволяет делать пустые бумаги. Документы должны быть выверены и давать реальные ориентиры развитию региона.

Действующая сегодня стратегия, к примеру, не стыкуется с государственными программами и бюджетом. Бюджет у региона трехлетний, причем горизонт планирования главного финансового документа существенно сокращается: в него постоянно приходится вносить корректировки и уточнения. К примеру – финансовый 2016 год планировался в одних показателях, а в реальности из‑за невыполнения «согласованных показателей налогоплательщиков НАО» областная казна потеряла более пяти миллиардов рублей. Очередной удар «под дых» экономика региона выдержала, ситуацию выправили налоговые поступления от компаний, не связанных с нефтянкой. В частности, по мнению экспертов, хорошим подспорьем казне 2016 года стали доходы алмазодобывающей отрасли.

Те же эксперты отмечают, что для системной увязки государственных программ и бюджета нужна актуальная, выверенная стратегия, определяющая ключевые точки концентрации усилий и ресурсов. Да, сейчас мы дальше трех лет в финансовом плане заглянуть не можем, но важно, чтобы нам было куда стремиться эти три года, а потом следующие, и еще. Региону жизненно необходим вектор движения, и вряд ли он связан с развитием добычи гипса…

Услышать все тренды

На апрельской коллегии министерства экономического развития прозвучало, что вести речь о стратегии развития региона можно только с учётом стратегии развития Российской Федерации, а она, мол, пока находится в стадии разработки, окончательный документ можно ожидать не ранее конца этого года.

Вообще логику стратегического планирования определяет федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №172 ФЗ. Он формирует четыре уровня такого планирования: общефедеральный, макрорегиональный и отраслевой, региональный и муниципальный.

При этом все стратегические документы должны быть взаимосвязаны между собой. Регионы же при разработке собственных стратегий вынуждены находить сложный и очень тонкий баланс между федеральными трендами, реальной экономической ситуацией на территории и интересами населения.

К слову, в правительстве Архангельской области выбрали «гибридный» метод формирования «региональной стратегии 2.0». Если стратегия образца 2008 года разрабатывалась внешними экспертами, то в 2017-м за неё отвечают сразу три группы: региональная власть в лице агентства стратегических разработок, внешние эксперты и население, мнение которого, по заверениям авторов документа, повлияет существенным образом. Внешних экспертов собираются привлекать «для оценки технологических трендов, потенциальных дисбалансов и диспропорций в экономике».

Чтобы не уезжали

Как все эти стратегические разработки будут реализованы на практике, мы узнаем в конце 2017 года, когда обновленную стратегию представят на суд общественности. Пока же региональные власти живут в условиях непростой экономики и «хромающей» демографии.

– Главная оценка деятельности региональной власти – это демографическая ситуация. Больше ничего, – заявил на коллегии минэка губернатор Игорь Орлов. – Люди либо верят в эту власть, либо не верят. Всё остальное – ерунда. Что мне от рейтинга, если у нас отток населения. Мы можем проводить мониторинги, формировать отчёты, разбираться с налоговыми отчислениями, но если люди отсюда уезжают – это их оценка.

Губернатор охарактеризовал демографическую ситуацию в регионе как «довольно печальную». Причём, по его словам, естественная убыль населения составляет 26 процентов, а миграционная – 74 процента. Самый низкий уровень оттока населения – в Архангельске и Котласе. Самый высокий – в Холмогорском и Виноградовском районах.

В отчёте министерства о реализации плана социально-экономического развития Архангельской области на 2016 год также приводится статистика уровня регистрируемой безработицы, и это, по мнению губернатора, тоже предмет анализа.

– Я об этом хотел поговорить, – обратился к министру экономического развития Архангельской области Игорь Орлов. – Мы в каждой позиции должны разобраться – что делать, какие шаги нам надо предпринять на базе отчета 2016 года. Почему деревообработка падает на один процент, в условиях, когда мы поддержали восемь инвестиционных проектов, а уровень лесозаготовки вырос? Это повод для размышлений и разговора с профессиональным сообществом.

Почему в Плесецком районе один из самых высоких уровней безработицы? В Архангельске понятно – концентрация людей, конкуренция более высокая. А в Плесецком районе почему?

Опора, но без участия

Внести свою порцию критики работы регионального минэкономразвития попытались председатель комитета Архангельского областного Собрания по экономической политике и предпринимательству Виктор Казаринов и председатель Архангельского регионального отделения «Опоры России» Сергей Антуфьев.

По мнению Казаринова, проект решения расширенного заседания коллегии министерства – это «набор слов, в котором ничего не понять». Примерно таких же эпитетов депутат удостоил и резолюцию прошлогодней конференции малого и среднего предпринимательства Архангельской области.

Сергей Антуфьев добавил, что «Опора России» вовсе не посчитала нужным войти в оргкомитет конференции МСП в прошлом году по причине возникшего конфликта с минэкономразвития по ряду вопросов. В итоге, все предложения «Опора России» выработала на круглых столах, но ни одно из них не было включено в резолюцию.

Впрочем, губернатор критику такого рода посчитал неконструктивной, отметив, что решения конференции МСП – это совместный продукт всех заинтересованных сторон, и уходить от ответственности никто не имеет права.

Для меня решение конференции – это решение, которым я руководствуюсь. Удобная позиция всех покритиковать. «Мы в этом не участвовали». Участвуйте, тогда и результат будет. Я рассчитываю на вас как на экспертов, – обратился к представителям предпринимательского сообщества Игорь Орлов, а затем довольно неожиданно перешёл к теме возросшего интереса к деятельности Корпорации развития Архангельской области.

Глава региона подчеркнул, что область не вложила ни рубля в создание этого института развития и не ждёт от него никакой прибыли.

– Нужно, чтобы с помощью Корпорации учились зарабатывать жители Архангельской области, предприниматели, – считает Игорь Орлов. – А для этого необходимо создавать инструменты.

Итогом коллегии министерства стало решение провести еще одно обсуждение вопросов социально-экономического развития региона в мае 2017 года. У регионального минэка, таким образом, появился месячный тайм-аут – собрать инструменты, проанализировать тенденции и предложить реальные шаги.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сергей МЕЗЕНЦЕВ