22.12.2019 11:13

Архангельский филиал «Росморпорта» обновляет состав флота

земснаряд «Архангельский»

В конце минувшей недели земснаряд «Архангельский» перешел на буксире у ледокола «Капитан Чадаев» от морского вокзала на Бакарицу, где ошвартовался у отстойного причала.

Судя по тому, что за полмесяца до этого в доке СРЗ «Красная кузница» на судне были заглушены донные кингстоны, что главный двигатель был выведен из эксплуатации и начался демонтаж оборудования, этот переход для земснаряда – последний. Дальнейшую судьбу угадать не трудно: списание и утилизация. Видимо, его богатой истории приходит конец.

В семидесятые годы прошлого века для дноуглубления по всему миру широко применялись черпаковые земснаряды. К месту работ они были привязаны системой якорей, грунт со дна снимался черпаками, каких на судовой раме насчитывалось до сорока штук. К работающему земснаряду всегда приписывали две-три грунтоотвозные шаланды. Новый, более эффективный способ забора грунта по опущенным на дно трубам с помощью насоса только-только осваивался. Судно-землесос самостоятельно со скоростью три-четыре узла двигалось по фарватеру, снимая из-под корпуса слой грунта.

Земснаряд, суперсовременный по тому времени, был построен в 1976 году в Японии, на судостроительном заводе в Токио. Направленный на работу в Камчатское морское пароходство, он получил имя - «Камчатский». В 1992 году переведен в аварийно-спасательную службу порта Петропавловск-Камчатский. В начале 2000-х переименован в «Темрюкский» и передан в Азово-Черноморский филиал предприятия «Росморпорт». Но характер работы землесоса оставался прежним – дноуглубление на морских каналах и причальных зон в портах.

В те же годы Северное морское пароходство – владелец судов техфлота – эксплуатировал землесосы «Северодвинский», «Онежский» и «Беломорский» в портовых водах Черного и Средиземного морей. В базовом порту они практически не появлялись. И потому руководство «Росморпорта» землесос «Темрюкский» отправило для работы на Северный бассейн. В 2007 году его передали в управление Архангельскому филиалу «Росморпорта», портом регистрации стал Архангельск, а судно вновь переименовали – в «Архангельский». В одиночку землесос занимался дноуглублением в устье Северной Двины; начинал сразу после ледохода, заканчивал – одновременно с ледоставом.

Только в 2016 и 2018 годах «Росморпорт» получил с новостроя два землесоса «Северная Двина» и «Белое море», география работ на фарватерах и каналах расширилась до Онеги и Кандалакши, Дудинки и Сабетты в летнюю навигацию, до Финского залива и Калининграда зимой.

В августе текущего года со стапелей Онежского судостроительного завода спущен на воду еще один земснаряд – «Юрий Маслюков». В ноябре его отбуксировали в Санкт-Петербург, где на судне устанавили навигационное и дноуглубительное оборудование. Планируется, что экипаж «Архангельского», отправленный в настоящее время в отпуск, весной будет участвовать в приемке нового судна.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Александр МИХАЙЛОВСКИЙ