Проблема дорожных заторов обострится в связи с плановым ремонтом железнодорожного моста.
Улично-дорожная сеть областного центра перестаёт отвечать современным требованиям. Выход ищут и власти, и общественники.
Центральная часть Архангельска соединяется с федеральной трассой М-8 «Холмогоры», Северодвинском и Новодвинском благодаря двум мостам. Водители предпочитают Северодвинский мост Краснофлотскому, исходя из соображений более удобной логистики, хотя пропускная способность первого в разы уступает второму. Улица Смольный Буян становится единственной артерией, связывающей правобережный Архангельск с Северодвинским мостом. На пересечении проспекта Обводный канал и Смольного Буяна возникают регулярные заторы.
В 2016 году на Левом берегу за счёт средств федерального бюджета были построены транспортные развязки. Они способствовали частичному решению проблем пробок. Но приближается время планового ремонта железнодорожного моста. В период ремонта, основная часть которого, вероятно, придётся на 2019 год, мост будет пропускать только железнодорожные составы и поезда. Поток автотранспорта направится по Краснофлотскому мосту. Ленинградский и Московский проспекты будут загружены пуще прежнего.
В нынешнем году в Архангельске приступят к реконструкции Ленинградского проспекта. На отдельных его участках предусмотрено расширение до шести полос. Будет проведена реконструкция пешеходной зоны и коммуникаций (ливнёвки и освещения) от Первомайской до Смольного Буяна. Контракт на выполнение работ – двухгодичный, то есть их закончат не ранее 2019 года. Основную часть средств выделяет область по программе развития транспортной системы региона, часть средств – муниципалитет.
По идее, следующим шагом должно стать строительство нового участка Московского проспекта. А борьба с пробками отражена в «Комплексном плане мероприятий по развитию Архангельска как административного центра области на 2017–2019 годы».
Первый этап – строительство транспортной развязки на разных уровнях в месте пересечения Смольного Буяна и Обводного канала. Второй и более отдалённый этап – разноуровневая развязка в районе Урицкого – Обводный и Розы Шаниной – Урицкого с кольцевым сообщением. Третий – самый крупный и дорогостоящий проект, оцениваемый более чем в 1–1,3 миллиарда рублей, – это строительство эстакады на Смольном Буяне. Согласно замыслу, автомобили, движущиеся с Левого берега, благодаря эстакаде будут съезжать в район Тимме – Дзержинского, минуя перпендикулярные потоки.
По словам начальника управления транспорта, дорог и мостов Архангельска Алексея Потолова, деньги на реализацию столь масштабных замыслов можно получить по госпрограммам. Для этого нужны готовые проекты, и часть их уже сформирована. Один из путей получения финансирования – создание агломерации Архангельск – Северодвинск – Новодвинск.
На прошлой неделе свой проект, направленный на обуздание пробок, представили и общественники движения «Асфальт 29». Предложение было озвучено на слушаниях в Архангельской гордуме. Общественники считают необходимым повысить среднюю скорость движения на ключевых участках в районах перекрёстков Обводный канал – Урицкого и Московский – Павла Усова. Для этого предлагается увеличить продолжительность фазы зелёного сигнала.
– За одну минуту горения светофора проедет большее количество транспорта, чем проедет за два раза по 30 секунд. Меньшее количество остановок потока сократит вливание в поток транспортных средств с прилегающих территорий, когда втискиваются водители, которые объезжают пробку по дворам и обгоняют по правой полосе на участке от Урицкого до сужения в одну полосу, – пояснил Александр Веденеев, представитель «Асфальта 29».
Было также предложено продлить четвёртую полосу по проспекту Обводный канал от Урицкого до Смольного Буяна. На Московском общественники считают возможным устроить четырёхполосное движение. В качестве образца был приведён пример петербургского Красного Села, где на проспекте Ленина ширина проезжей части составляет те же 11 метров, что и у нас на Московском, но при этом две полосы используются автомобилистами для движения в четыре ряда.
Депутаты сочли предложения «Асфальта 29» целесообразными. Важным аргументом послужило и то, что воплощение этих идей не требует больших бюджетных затрат. Муниципальная власть, в свою очередь, предложила ликвидировать пешеходные переходы на Воскресенской на круговом движении в районах магазинов «Диета» и «Астра».
– Мы можем продублировать движение пешеходов на существующих регулируемых светофорных объектах, которые находятся с той и с другой стороны в 40 метрах от переходов у поворотного круга, – отметил Михаил Краснов, замдиректора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Архангельска.
В свою очередь, госавтоинспекторы в целях улучшения пропускной способности дорог в городе предлагают упразднить пешеходный переход на перекрёстке у ТЦ «Час пик» через набережную Северной Двины.