21.01.2017 12:51

Не упустить гения и раскрыть «середнячка». Как учителю организовать работу с талантливым ребёнком

Об этом «Правде Севера» рассказала сотрудник кафедры педагогики и психологии Института открытого образования Архангельской области Наталья Канжина.
Наталья Канжина, сотрудник кафедры педагогики и психологии Института открытого образования Архангельской области

– Наталья Николаевна, существует ли какая‑либо система выявления одарённости?

– Пока на уровне школы чаще всего одарённых детей выявляют по результатам олимпиад и конкурсов. Поэтому те дети, которые по причинам характера, тревожности или каких‑то трудностей в общении не склонны в них участвовать, иногда могут остаться незамеченными. Мало того: они могут считаться ещё и плохими учениками или проблемными, потому что необычность их мышления, их творческий потенциал не всегда направлены в то русло, которое удобно школе.

Но внимание учителей как раз должно быть направлено, в том числе, и на поиск вот этих детей, чья одарённость не раскрыта. В этом поиске должны участвовать и психологи, и педагоги дополнительного образования, и родители. Надёжных методик, выявляющих одарённость, нет, но можно, по крайней мере, определить какие‑то отдельные способности. Детей можно включить в разные виды деятельности и посмотреть, как они себя проявляют. И не только отличников, которые сами проявляют инициативу и желание поучаствовать в олимпиаде, но и всех остальных. И уже в деятельности становится заметно, что одарённые дети действуют немножко по‑особенному: выбирают собственные стратегии и способы решения задач, ищут дополнительную информацию…

Одарённые дети часто больше склонны к самостоятельному поиску информации, поэтому исследования и проекты – для них. Возможно, в академических успехах они будут не столь заметны, но в процессе выполнения какого‑то проекта они себя покажут. Исследования позволят оценить степень любознательности, самостоятельности в поиске информации, как ребёнок задаёт вопросы, расширяет ли он данную тему или действует строго в рамках.

– Какие тесты могут провести психологи?

– Это, скорее, опросники, где родители могут отметить, какими видами деятельности любит заниматься их ребёнок. Если он, например, постоянно стоит на голове, прыгает и скачет, значит, ставим галочку – возможна спортивная одарённость. Дальше это предстоит проверить специалисту по физическому воспитанию. Если ребёнок любит что‑то собирать, разбирать и даже ломать – возможно, способности к конструированию. Такие же опросники есть для учителей и для самих детей. Есть тесты на определение способностей, но они рассчитаны на детей более старшего возраста, не на младших школьников.

– Могут ли быть ошибки?

– Ошибки, конечно, возможны. У любого человека есть некоторая инерция мышления. Бывает, ребёнок слабо начинает в первом классе в силу физиологической неготовности к школе, слабого развития моторики, – учитель привыкает, что тетрадка грязная, домашнее задание не подготовлено, и очень трудно потом бывает из этого состояния выйти. Для учителя умение перестраиваться и видеть ребёнка в изменениях, видеть в каждом ребёнке потенциал – это один из показателей профессионализма. Бывает, наоборот, дети приходят в первый класс очень подготовленными, потому что родители у них очень внимательные, они занимались, они фактически заранее прошли вместе всю программу. Плюс он несколько быстрее созрел, чем другие дети. И, конечно, такой ребёнок в первом классе – «звезда». Но совершенно необязательно, что этот ребёнок будет в чём‑то одарён, он может быть просто способным, хорошо подготовленным. И очень часто именно такие дети становятся участниками олимпиад, потому что они хорошо воспринимают информацию, хорошо учатся, но они не проявляют того самого творческого потенциала, работают исключительно в рамках заданного. Главное, на что они нацелены – хорошие отметки. И часто учитель этих‑то детей и использует как образцово-показательных.

– Наверное, эти дети периодически испытывают эмоциональное давление?

– Иногда они не учатся прилагать усилия, выезжают на старых знаниях. А когда запас знаний заканчивается, начинаются проблемы: ребёнок злится, бросает всё и начинает съезжать в успеваемости. Вопрос не столько в том, чтобы не заметить какого‑то одарённого ребёнка, сколько вообще в ранней маркировке детей как одарённых и неодарённых. Не надо этих ярлыков. У себя в голове можно держать, что, возможно, у ребёнка есть талант, но печать ставить не надо. Концепция выявления и поддержки талантливых детей и молодёжи, которая действует с 2012 года, подразумевает отсутствие избирательного подхода.

– Необходима ли одарённым детям психологическая поддержка?

– У одарённых и высоко одарённых детей бывают некоторые особенности характера – перфекционизм, трудности взаимоотношений со сверстниками, потому что интересы расходятся, и усложнять им ещё больше жизнь неправильным подходом со стороны взрослых не стоит. Так что психологическое сопровождение им требуется, но не всем. Есть гармонически развитые дети, для которых высокие результаты не становятся источником стресса. А бывает одарённость, которая учёбе, скорее, мешает, чем помогает: например, у спортсменов, они то на сборах, то на соревнованиях и постоянно выпадают из учебного процесса. Всё зависит от типа одарённости и от той среды, в которой он живёт: есть ли там специалисты, готовые с ним работать, есть ли психолог, есть ли учителя-предметники. Поэтому система сопровождения должна включать практически всю школу и весь спектр учреждений дополнительного образования.

– Очень сложная система получается, сконцентрированная вокруг одного ребёнка!

– Тут как раз не вокруг одного, а вокруг всех, потому что Маша пойдёт петь, Петя – в школу актива, а Васю лучше вообще не трогать, так как он собирает у себя тихонечко машину времени и достаточно его подключить к учителю физики, даже если этот Вася – третьеклассник и физику ещё не изучает. И на самом деле всё получится не столь сложно: вовсе не нужно, чтобы вся школа сосредотачивалась на одном ребёнке, в школе детей много. Нужно просто найти, что для каждого ребёнка необходимо. И вполне возможно, что в самой школе мы этого просто не найдём, и нам нужно будет это искать где‑то снаружи. Но всё‑таки школе, как правило, больше подходят научно одарённые дети, и в основном школа будет работать с ними. Для остальных есть дополнительное образование. Задача школы – сориентировать. Кроме того, в Архангельске и области есть опыт тьюторского сопровождения одарённых детей, составления индивидуальных программ.

– А у учителей возникают сложности в работе с одарёнными детьми?

– Дети с явной одарённостью – достаточно специфическая категория детей, поэтому не все учителя готовы с ними работать. Они очень часто не признают никаких авторитетов, готовы спорить о любой аксиоме, задавать нестандартные вопросы и добиваться ответа. И если это происходит на уроке, то это может довольно сильно помешать учителю идти в русле своего конспекта. Частенько они учителей просто проверяют на уроках. Их узконаправленный интерес может уйти несколько в сторону от программы, которую учителю нужно изложить. Даже в младших классах, когда ребёнок начинает ходить по классу, придумывая свои теории, для учителя становится проблемой, как всё‑таки его вернуть в русло урока. Он уже модель вечного двигателя придумывает, а они на уроке палочки рисуют.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО. Фото автора