23.06.2018 13:40

В Архангельском музее ИЗО открылась выставка «Уходят в море корабли»

Фото автора

Посвящена она 325-летию государственного судостроения, что широко празднуется нынешним летом.

Выставка ретроспективная, картины датируются исключительно прошлым веком, а всего на ней представлены около 70 произведений.

Старшее поколение архангельских художников привлекали просторы Северной Двины и других северных рек, побережья Белого моря, лица и занятия поморов и рыбаков и всего, что связано с их трудом и бытом. Писали те художники свои картины с размахом – как видели, дабы передать зрителям невероятную мощь и красоту Севера и его людей.

По словам искусствоведа Зои Кулешовой, музейщики в свое время специально собирали произведения архангельских и других художников, писавших Север. Собрали целую коллекцию и «морская» выставка – только часть этого сокровища. Но ныне эта коллекция пополняется не столь часто, поскольку следующее поколение художников больше сосредоточено на изображении своих внутренних миров или философских исканий.

На выставке есть произведения, которых широкий зритель никогда не видел. Если некоторые полотна постоянные посетители выставок в музее ИЗО «опознают» сразу, то, наверное, им будут интересны произведения подзабытых или малознакомых художников. Например, что-нибудь говорит имя Николая Чернушкина? А в 1960-е годы он посвятил Северу немало жанровых картин, портретов и пейзажей.

Ни разу не выставляли монументальное полотно московского художника Евгения Смирнова «Помор», которое поступило в музей еще в первые годы формирования фондов. Более 30 лет художник (а во время Великой Отечественной войны – альпинист-диверсант на Северном Кавказе) посещал различные поселения Поморья, где родилась целая серия пейзажей -«Северная Русь», «Голубые зори», «Начало белых ночей».

Около десятка этюдов архангельского художника Владимира Сараева, представителя «сурового стиля» живописи, представлены на выставке. Север всегда занимал важное место в творчестве художника, и многие его монументальные полотна хорошо известны зрителям. Но не этюды, в которых проявился Сараев-лирик. Этюды написаны художником на побережье Белого моря, о них Зоя Кулешова отозвалась как о «проникновенных по настроению, цвету и тонких по ощущению».

Центральное место экспозиции занимают работы известного северного мариниста – Виктора Преображенского, который сам выходил в море с моряками и рыбаками, дабы реалистично передать не только сюжеты, но и настроение своих картин.

Большинство работ выставки относятся к реалистической живописи, уходящей корнями в русское классическое изобразительное искусство. Во многом благодаря этому творчество представленных художников было и остается таким востребованным зрителями-северянами.

Выставка «Уходят в море корабли» в Архангельском музее ИЗО будет работать до конца лета.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА