03.03.2021 12:14

В Архангельске открылся музей Степана Писахова — художника, исследователя, сказочника

фото автора

Уже после открытия спрашиваю Майю Владимировну Миткевич, директора Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», что она сейчас чувствует?

– Я думаю, какое слово подобрать, чтобы выразить и свои чувства, и чувства всего нашего коллектива наиболее точно, – ответила Майя Владимировна. – Пожалуй, это — удовлетворение. А ещё – тяжесть с плеч упала – дом спасли, и экспозицию открыли.

Историческое здание, в котором расположился музей, это – торговый дом, принадлежавший купцу первой гильдии Андрею Буторову. Построен он в  начале прошлого века специально под магазины. А в начале нынешнего века он был обречён на гибель, как заявили специалисты. И это случилось уже, когда в здании находился музей Писахова, к тому времени признанный одним из лучших в мире.

Поэтому стоит хотя бы кратко вспомнить эту историю.  2008 год. Многолетние усилия Майи Миткевич, сотрудников музея, и всех, кто поддерживал идею создать в доме Буторова музей Писахова, увенчалась успехом. Это был просто  фурор для Архангельска. Такого музейного пространства в городе ещё не было.  Для жителей города старшего поколения, самым главным было то, что в Архангельске появился музей Степана Писахова, таким образом, восторжествовала историческая справедливость в отношении его мощной личности.  А молодёжь полюбила это место за возможность самореализации и необычность обстановки.  Здесь всё время что-то происходило.  Таких музеев и в стране тогда почти не было.

И летом 2011 года в Архангельск инкогнито приехали эксперты Европейского музейного форума. Просто у них такая форма инспекции — застать врасплох, увидеть, всё, как есть. Увидели — и признали, что это один из лучших музеев мира, что и было зафиксировано в дипломе, который тогда вручили руководству музейного объединения.

А осенью, этого же года, другие эксперты, уже строительные, советовали Майе Владимировне немедленно убирать экспозицию, а от дома отказаться, потому, что спасти его нельзя. Его предлагали снести, а на месте построить что-то новое.  Кстати, это вполне мог быть и торговый центр.

Дело в том, что во время строительства  торгового цента, который расположился по соседству, были нарушены деревянные сваи, на которых держался дом. Ушла влага, которая их подпитывала, они стали постепенно разрушаться, а «контрольным» выстрелом стало строительство ливнёвки,  проложенной рядом с домом.

– Дом удалось спасти только потому, что мы очень быстро отреагировали, увидев на стенах огромные трещины, – вспоминает Майя Владимировна. – Буквально в течении двух суток здание было признано аварийным. Нам также повезло, что в Архангельске появились специалисты из Санкт-Петербурга,  которые владели технологиями укрепления таких фундаментов, как в этом доме…

Дом тогда спасли, но, чтобы вернуть ему прежний облик и вдохнуть в него Зоя Кулешоваполноценную музейную жизнь, понадобилось десять лет. И не случайно, выступая на открытии  музея, Зоя Дмитриевна Кулешова, заместитель директора музейного объединения, попросила гостей, чтобы с пониманием отнеслись к тому, что у неё может дрогнуть голос. Она сказала, что сотрудники музея счастливы, что закончилось это тяжелое для них десятилетие.  И, то, что изначально задумала Майя Владимира Миткевич, удалось воплотить в жизнь.

Экспозиция, после возвращения, стала богаче и разнообразнее.  Для этого работало множество  разных специалистов.  Помощь коллегам оказал краеведческий музей, а известный архангельский художник Алексей Григорьев, вместе с московскими дизайнерами, занимался оформлением залов и наполнением их всевозможными «фишками», к которым можно отнести, например, говорящие шляпы.  Всё же речь идёт о сказочнике, а он всегда удивлял.

Внучатые племянники Степана Писахова, живущими в Архангельске, предоставили музею столовое серебро с семейными монограммами, столик, стулья, мебель, кузнецовский чайный сервиз. Также музей обрёл уникальные фото из семейного альбома Писаховых.

В  экспозиции появились новые живописные и графические работы  Писахова, некоторые для зрителей были открытием. В частности, работы, написанные в двадцатые годы, отражающие успехи молодой советской власти.

Вся экспозиция выстроена так, что мы видим Степана Писахова и в разное времени, и в разных местах.  И то, и другое меняло его самого, а также его отношении к жизни и творчеству. Основное место в нем занимала Арктика, где он бывал многократно — и как художник, и как исследователь. Архангельск он рисовал не так часто, зато в сказках родной город в него был райским местом.

Писахов представлен в экспозиции и как литератор, но, прежде всего, он сказочник. В зале посвященном этой его ипостаси, много всего необычного — к примеру, размораживаются замороженные песни и мерцают северным сиянием.

Наталья КозловаПервую экскурсию по обновленной  экспозиции провела Наталья Козлова, заведующая отделом «Музей художника и сказочника Степана Писахова» Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Теперь музей открыт для всех, В общем, надо идти и смотреть! Потому, что  это подлинное явление для Архангельска. Кстати, музей Степана Писахова и музей  Александра Борисова, художника и исследователя Арктики,  находятся, что называется, через дорогу. Они формируют пространство старого Архангельска, которого — увы,  осталось так мало в городе. И Майя Владимировна надеется, что удастся «выхватить» у разрушительного времени то, что ещё  у нас есть. С музеем Степана Писахова это удалось… И это просто счастье какое-то...

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО