03.05.2019 10:54

Референдум возможен

Фото Светланы Лойченко

Архангельский областной суд обязал избирком зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума о запрете ввоза отходов на территорию Поморья

Инициировала рассмотрение областным судом избирательного спора инициативная группа по проведению референдума – 21 житель Архангельской области.

В феврале 2019 года Архангельское областное Собрание депутатов, а затем и избирательная комиссия области отказали представителям общественности, настаивавшим на необходимости проведения референдума по вопросу, сформулированному следующим образом «Вы за то, чтобы запретить ввоз на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки?».

По мнению народных избранников, данные вопросы уже урегулированы федеральным законодательством и не могут быть вынесены на референдум, проводимый на уровне субъекта Российской Федерации. Также представители областного Собрания полагали, что предложенный вопрос вызывает неоднозначное толкование.

Представители облизбиркома полагают, что их действия по данному вопросу являются производными от решения областного Собрания и посему отказали в регистрации инициативной группы. Следует отметить, что минимальная численность такой группы, согласно закону, составляет 20 человек, а её регистрация – лишь первый этап в сложной и длительной процедуре проведения референдума.

Архангельский областной суд, проанализировав доводы сторон, исследовав представленные ими, в том числе, по инициативе суда, документы, счёл исковые требования обоснованными.

В частности, суд пришёл к выводу, что федеральным законодательством возможность перемещения отходов между субъектами урегулирована лишь отчасти. Так, согласно пункту 10 статьи 24.6 федерального закона от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов, обязаны принимать твёрдые коммунальные отходы, поступившие из других субъектов Российской Федерации с учётом соглашения, заключённого между субъектами Российской Федерации.

В то же время представитель губернатора Архангельской области, привлечённый по инициативе представителей областного Собрания депутатов к участию в деле, пояснил, что в настоящее время соответствующее соглашение отсутствует.

Следовательно, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации – Архангельской области – данный вопрос не решён и может быть вынесен на всенародное обсуждение – референдум Архангельской области.

Областной суд постановил: административное исковое заявление общественного объединения граждан – инициативной группы по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного Калининой Елены Сергеевны – об оспаривании постановления избирательной комиссии Архангельской области от 28 февраля 2019 года № 113/685–6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 19 января 2019 года», постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 13 февраля 2019 года № 167 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области» удовлетворить.

Оспариваемые постановления суд признал незаконными и обязал избирательную комиссию Архангельской области зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума Архангельской области по предложенному ими вопросу.

Суд обязал облизбирком сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в месячный срок путём подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Станислав Вторый, член Общественной палаты Архангельской области:

– Решение суда состоялось. Но пока не вступило в законную силу. Не сомневаюсь, что оно будет обжаловано в Верховном суде. Так что поживём – увидим, какую позицию в этом непростом споре займёт высшая судебная инстанция.

Комментировать решение суда без ознакомления с его мотивировочной частью крайне затруднительно. И в то же время, было ли такое решение лично для меня неожиданным? Да. Оно, как мне показалось, явилось неожиданным и для самих заявителей. Один из них после оглашения резолютивной части решения суда подошёл ко мне и спросил: «А что произошло‑то?»

Да, заявители бились до конца, аргументируя свою позицию. Но не надеялись на подобный исход дела.

Но суд есть суд. Любое его решение – согласен ты с ним или нет, – нужно уважать.

Моё глубокое убеждение, что вопросы, предлагаемые на референдум, урегулированы федеральным законодательством, в частности ФЗ № 89. А если это так, то они не могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ксения СОЛОВЬЁВА, пресс‑секретарь областного суда