25.09.2020 13:09

Закрыть открытое

Фото Вячеслава Палеса
Фото Александра Кротова (Википедия)

Новшества в федеральном законодательстве угрожают стабильной работе систем отопления и горячего водоснабжения целого ряда городов Поморья

В Архангельском областном Собрании депутатов подготовлено обращение к заместителю председателя правительства России Марату Хуснуллину, в котором предлагается внести изменения в федеральный закон «О теплоснабжении». Причина такого беспокойства региональных парламентариев не беспочвенна. Дело в том, что реализация этого проекта повлечёт за собой не только колоссальные расходы, но и неполадки с теплом.

Что изменится в январе 2022‑го?

Согласно закону «О теплоснабжении», с 1 января 2022 года в России больше нельзя будет использовать централизованные открытые системы горячего водоснабжения. На смену им должны будут прийти системы закрытого типа, которые кардинально отличаются от существующих.

При открытой системе теплоснабжения горячая вода поступает к кранам непосредственно из отопительной системы, а при закрытой – в квартиру приходит вода, нагретая в теплообменнике, который расположен непосредственно в самом доме.

С точки зрения федерального правительства, эта реформа не лишена смысла. Ведь в теории она повлечёт за собой не только повышение качества горячей воды и теплоснабжения, но и экономию на теплопотерях при движении горячей воды по тепломагистралям. Вот только теория, как это часто бывает, далека от реальной жизни. И главный нюанс в том, что закрытые системы теплоснабжения практически не в состоянии адекватно работать там, где вся инфраструктура была изначально спроектирована для использования открытых систем.

– В Архангельской области открытые системы теплоснабжения работают в Коряжме, Мирном, Новодвинске, Северодвинске, а также на территории восьми муниципальных районов, – рассказывает заместитель председателя областного Собрания Надежда Виноградова. – Выбор открытых систем теплоснабжения был определён в проектах при строительстве исходя из соответствия водопроводной воды санитарно-гигиеническим стандартам. Например, в Северодвинске гарантирующим поставщиком холодной питьевой воды является цех № 19 АО «ПО «Севмаш», который эксплуатирует систему водоснабжения и осуществляет контроль качества питьевой воды в соответствии с СанПиН. На водоочистных сооружениях предприятия установлено оборудование для точной дозировки химических реагентов и контроля качества воды. Реализовать это в рамках закрытой системы будет в разы сложнее.

Цена реформы: миллиарды…

А раз сложнее, значит, и дороже. Ведь реформа предусматривает модернизацию индивидуальных тепловых пунктов в зданиях потребителей, реконструкцию наружных сетей водопровода и тепловых сетей. По предварительным оценкам, стоимость реализации всех этих мероприятий только в Архангельской области составит не менее 50 миллиардов рублей. Эта финансовая нагрузка, помимо местных бюджетов, ляжет и на ресурсоснабжающие организации, и на собственников жилых помещений.

– При этом обеспечение населения качественной горячей водой и уменьшение потерь теплоносителя могут быть достигнуты и при использовании открытых систем теплоснабжения, – продолжает Надежда Виноградова. – Трата бюджетных средств на полный переход к закрытой системе теплоснабжения будет нецелесообразна, а сам переход только ухудшит ситуацию, так как застройка целых городов исторически осуществлялась именно под открытые системы теплоснабжения, которые работают и в настоящее время. Тем более что вариант сохранения открытой системы теплоснабжения при условии соответствия качества воды нормам СанПиН в принципе возможен.

…и холод в домах

Однако, региональные власти беспокоит не только финансовая сторона вопроса, но и последствия перехода на закрытую систему теплоснабжения в виде снижения его качества. О том, что это может произойти, говорит опыт эксплуатации тепловых пунктов, которые уже были установлены в муниципалитетах Поморья, где успешно функционируют открытые системы отопления. Так, печальный опыт настройки таких систем уже есть в Новодвинске, где, по данным Фонда капитального ремонта, в домах с новыми тепловыми пунктами систематически наблюдаются ненормативные перепады давления и температуры теплоносителя. При этом, отмечают в фонде, самих горожан волнуют проблемы куда более насущные. Например, ветхие кровли. Однако, если реформа будет запущена по графику, денег на их ремонт у фонда не останется.

Нужен программный подход

Выход из ситуации парламентарии региона видят в изменении федерального законодательства, о чём и сообщили в своём обращении к заместителю председателя Правительства России Марату Хуснуллину.

Надежда ВиноградоваПо словам автора обращения, вице-спикера областного Собрания Надежды Виноградовой, законодательство нуждается в детальной проработке с учётом реального положения дел в отрасли, а её реализация должна быть поэтапной. С этим тезисом согласны депутаты и других региональных парламентов СЗФО.

– Мы считаем, что необходимо разработать отдельную федеральную программу для перевода открытых систем теплоснабжения в закрытые и установить переходный период, чтобы, учитывая высокую стоимость проекта, реализовывать его поэтапно. Помимо этого, мы предлагаем предусмотреть в этой федеральной программе предоставление целевых субсидий за счёт средств федерального бюджета для компенсации фактических затрат, которые неизбежно понесут ресурсоснабжающие организации и собственники жилья, – отметила Надежда Ивановна.

Текст обращения будет рассмотрен депутатами регионального парламента на сентябрьской сессии.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Василий МЕРКУЛОВ.