19.08.2016 13:35

Воды много – искупаться негде

Фото Николая Карнеевича

За период месячника безопасности на воде в Архангельской области, который длился с 20 июня по 20 июля, утонули 20 человек. А с начала года до 11 августа на воде погибли 65 северян.

Попробуй‑ка организуй…

К открытию нынешнего пляжного сезона согласно официальной информации в Архангельской области не был готов ни один объект.

Но так ли легко муниципальным образованиям с их, как правило, скудными бюджетами обеспечить работу пляжа или «места отдыха у воды»?

Для начала, в муниципальном образовании должна быть проведена работа по земле- и водоотведению. Затем официально зарегистрированная территория и акватория, при варианте с купанием, должны быть расчищены и приведены в соответствие с требованиями и нормами. Если предполагается организация купания – надо сооружать наблюдательную вышку для дежурных спасателей или организовывать постоянное патрулирование места отдыха, туалет, кабинки для переодевания, медпункт для дежурной бригады медиков, а на акватории – устанавливать ограждения и буйки.

Чьи разрешения требуются?

Что касается «бумажной» работы, количество согласований зависит от того, будет территория пляжем в прямом смысле этого слова, рекреационной зоной с разрешённым купанием или зоной отдыха без купания.

Одна из инстанций – Двинско-Печорское бассейно-водное управление (БВУ), где устроители пляжа должны зарегистрировать право использования водного объекта. По информации БВУ, на конец мая к лету в Архангельской области готовили двадцать один пляж – в детских лагерях отдыха и санаториях-профилакториях. Но заявки, которые должны быть направлены в управление за месяц до открытия зоны отдыха, послали из двух десятков только семь юридических лиц.

Ждали заявки от организаторов пляжей и в управлении Роспотребнадзора по Архангельской области. Эта служба выдаёт санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта. Но вот незадача: из официального ответа Роспотребнадзора следует, что заявки в 2015 и за истёкший период 2016 года в управление не поступали. Следовательно, не выдавались и заключения. Более того, в 2016 году не поступали заявки и от детских оздоровительных учреждений.

Также требуется разрешение от спасателей на использование пляжа. В некоторых случаях на пляже должен быть установлен пожарный щит. То есть добавляется ещё одна инстанция: пожарные.

Что же касается основной, водной темы – необходимо водолазное обследование дна водоёма. В главном управлении МЧС России по Архангельской области нам сообщили, что заявок к сезону 2016 года в целом поступило более пятидесяти. По информации МЧС, в лагерях детского отдыха в регионе готовилось к открытию лишь одиннадцать пляжей.

Не зная броду

Основная угроза для беспечного купальщика, зашедшего в воду не зная броду, разумеется – утонуть. Если не утонул, какое официальное наказание может постичь нарушителей запрещающих аншлагов? Согласно областному закону от 3 июня 2003 года № 172‑22‑ОЗ «Об административных правонарушениях» – предупреждение или штраф на сумму от ста до трёхсот рублей. Та же «кара» – за подплывание к судам, заплыв за буйки, прыжки в воду с катеров, лодок и не приспособленных для этого сооружений. Купание в пьяном виде предусматривает более крупные штрафы: от пятисот до семисот рублей. Но суть в том, что штрафуют нарушителей очень редко.

Муниципалитеты, выставив запрещающие знаки, крайне редко проверяют исполнение этого требования гражданами. Патрулирование берегов водоёмов в период купального сезона – тоже скорее роскошь, нежели обычная практика. А наблюдательные посты – это, вообще, какая‑то легенда из далёкого прошлого.

Например, в этом сезоне за купание в опасном месте по всей области привлечены всего 17 человек. Больше всего – в городах: в Новодвинске восемь, пять в Котласе и всего два в Коряжме. А в Архангельске, где в каждый жаркий летний день под каждым из запрещающих аншлагов плавают в Двине человек пять-десять – не наказали ни одного нарушителя! Зато редко когда проходила неделя, чтобы не сообщалось о новой гибели на воде.

Надежда – на холодное лето?

Итак: информация по пляжам воедино нигде не сводится, а цифры в разных структурах сильно разнятся одна от другой. Каждая организация, обеспечивающая безопасность населения, отвечает лишь за свой узкий сектор. Муниципалитеты предпочитают снять с себя ответственность и не тратиться на пляжи, полиция и сотрудники гражданской защиты ограничены в полномочиях. А граждане, предоставленные в итоге сами себе, раз за разом читают печальные релизы об утонувших. Но не спешат проявлять эту самую свою гражданскую сознательность.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Николай КАРНЕЕВИЧ